Большинство россиян (57%) не удовлетворяет качество бесплатного медицинского обслуживания.
Опрос проводился среди пенсионеров и родителей, имеющих детей до 14 лет, которые являются основными целевыми группами российской бесплатной медицины. Негативные оценки более характерны для респондентов, пользующихся детскими медицинскими услугами (63%), в меньшей степени – для пенсионеров (52%). Просматривается зависимость между позитивныминегативными оценками и уровнем материального положения респондентов: уровень удовлетворенности качеством бесплатной медицины тем ниже, чем более материально обеспечены респонденты.
Более половины опрошенных (59%) указали, что за последнее время прибегали к платным медицинским услугам, в том числе 52% пенсионеров и 70% лиц, имеющих несовершеннолетних детей. В том числе 13% пенсионеров и 17% родителей пользуются такими услугами часто, а 48% пенсионеров и 30% родителей – никогда не пользовались.
Набор наиболее востребованных платных услуг носит скорее «вынужденный» характер, то есть это услуги, которые либо невозможно получить в бесплатных медицинских учреждениях, либо крайне затруднительно, например, в случае, консультаций врачей-специалистов. Работает и другой фактор: респонденты, имеющие детей, несколько чаще обращаются к услугам платной медицины, рассчитывая на более высокий уровень профессионализма врачей и определенный сервис и комфорт при получении платных услуг (возможность не стоять в очередях, быстро получить результаты анализов и др.).
Каким должно быть здравоохранение в России? 65% опрошенных полагают, что бесплатным. Такой точки зрения придерживаются 72% респондентов пенсионного возраста, а 26% опрошенных из этой группы настаивает на сосуществовании платных и бесплатных медицинских услуг. Почти противоположная картина складывается в группе лиц, пользующихся услугами детских лечебных учреждений: 55% выступают за сосуществование двух видов услуг и только 41% считает, что медицина в России должна быть в основном бесплатной.