В откликах на свою статью «Долг, честь и победа» известный публицист увидела картину нынешнего состояния российского общества. Что надо сделать, чтобы психологию братка заменить сознанием гражданина.
Юбилей Победы застает нас в момент, когда смутное время в головах отнюдь не кончено. В столкновении мнений о завершившейся советской эпохе, особенно о "сталинском" ее периоде, это особенно ясно. Очевидно до болезненности, что за все пятнадцать послесоветских лет мы так и не подвели главных итогов истории России ХХ века. То есть все еще не выполнили своего долга перед самими собой и перед всем миром.
Потому пафос, неизбежный при воспоминании о том, что мы спасли человечество от Гитлера, сливается с непроясненностью и недоговоренностью. И превращается во что-то уже вовсе нерациональное. Наше отношение к своей истории предстает в форме маловразумительных восклицаний.
Все это очень хорошо видно в откликах на статью, которые приходят каждый день вот уж три недели. За ними встают целые пласты... хотелось бы сказать "общества", но последние годы меня точит мысль, что я не ощущаю сто с лишним миллионов взрослых, дееспособных своих соотечественников как общество. Утрачено - надеюсь, временно - нечто, что делает совокупность живущих в одной стране людей - обществом. И это тоже отразилось в характере откликов.
Кто-то рад возможности публично разделить мысли автора - и поддержать своей подписью противостояние ползучей реабилитации Сталина. А она за истекшие три недели проползла довольно далеко! В поселке Мирный не только заказан бюст Сталина, но готова и надпись "от благодарных потомков". В Красноярске, как уверяет нераскаявшийся большевик О.Шенин, тоже принято решение воздвигнуть памятник хозяину ИТЛ Енисейстроя, Енисейлага и всех других лагерей, десятилетиями обступавших едва ли не главный город Сибири.
И вот только что депутаты горсовета Орла предложили"восстановить справедливость" и вернуть памятники Сталину на прежнее место, а также и переименовать обратно улицы, носившие его имя.
Кто-то привычно злобствует, решая таким образом какие-то личные проблемы. Кто-то действительно затронут за живое, но не в силах отдать себе отчет в том, что именно его так трогает. Ведь за полтора десятка лет в головах людей, не очень привыкших к самостоятельной аналитической работе, посеян настоящий хаос, путаница во взгляде на историю страны, а тем самым - на ее настоящее и будущее.
Той стиснутости умов, которую с тяжелым чувством видишь во многих письмах, есть очевидные причины.
Это в первую очередь намеренная невнятность позиции власти относительно советского времени.
Это курс на "деполитизацию" на развлекаловку в СМИ.
Это и широко распространившаяся уверенность в том, что честный публичный разговор вообще невозможен, что все, кто такой разговор заводит, "на самом деле" куплены, ангажированы и т.п. Они, видимо, действительно не понимают, что таких денег, на которые можно "купить", например, моих друзей и близких, не напечатано ни в какой стране и что неподкупных людей в России много. Мы же очень большая страна, и даже один процент - это почти полтора миллиона. Просто люди привыкли судить о собственной стране по телекартинке. А это ненадежный источник.
Мы не просто не подвели итогов. Сегодня мы дальше от выполнения этой задачи, чем были не только 10 - 15 лет назад, но в определенном отношении и чем полвека назад.
Один из наших читателей пишет : "Сталинизм должен быть безоговорочно осужден на всех уровнях. Это должно быть сделано и президентом 9 мая - открыто, однозначно и твердо!".
И когда "Неподписавшийся" отвечает ему: "А разве в 1956 году Хрущев не сказал все то, что Вы предлагаете? Мы что, мазохисты?" - то сам же и показывает, на сколько лет мы откатились. В эпоху до доклада Хрущева 1956 года! Да, наверно, мы именно мазохисты, если полвека спустя устанавливаем памятники, которые в те годы были справедливо повсюду сняты. "...От благодарных потомков" безвинно расстрелянных перед войной, во время войны и после нее.
Мы стремительно теряем то, что уже было продумано, прочувствовано, проработано. Теряем то, что могло стать фундаментом для дальнейшего осмысления - и в лучшем случае топчемся на месте. Получается, что и в мыслительной работе над нашей историей мы так же отстаем, как во всем другом.
В конце 80-х и журналисты, и профессиональные историки упорно доводили - и довели - до широких слоев знание о преступлениях правящей партии и в первую очередь Сталина. Была в их работе и некая ущербность, недостаточность - в 1992 году в одной из статей я говорила, что пять лет пошло на то, что меняли Сталина на Бухарина. Но хотя бы фигура Сталина прояснилась в своих злодейских очертаниях!
В 1991 году Ельцин сдернул, как скатерть со стола, советскую власть - посыпалась партия с Лениным и Сталиным вместе, закрылись все райкомы-горкомы. Общество, к несчастью, не создало нужной атмосферы - и суд над КПСС ничего не дал. Но в начале 1990-х для многих было ясно, что принес Октябрь России, как увел он ее с исторического пути в исторический тупик, где мы, скажем, в 60 - 70-е годы тупо пребывали, бесцельно топчась на месте, когда цивилизованный мир стремительно шел вперед.
К середине 1990-х мы более или менее знали хотя бы векторы исторической жизни России в ХХ веке. Сегодня такое впечатление, что мы в наших спорах начинаем с чистого листа. По отношению к политической истории России сейчас на дворе едва ли не 1953 год. Сталин недавно умер, еще не отошли от смертельного страха.
С конца 2000 года, когда неизвестно по какой причине гимн свободной России - музыка Глинки - был заменен советским, откат от огромной насущной работы осмысления, проделанной за десятилетие, пошел бурно.
Мнение сегодняшнего российского обывателя хорошо выражено в одном из писем.
"Наблюдатель" из Петербурга "просто-напросто", как он пишет, защищает "наше право быть самими собой, а не каяться на каждом шагу за поступки, аналоги которым легко сыскать в истории всех времен и народов. Каяться за то, о чем другие гордо молчат, представляется мне постыдным".
Что мы понимаем под словами "быть самим собой"? Это нередко - труднейший вопрос и для отдельного человека. Одним искусство быть самим собой дается легко и неопасно для окружающих. Для других - совсем иначе: шел по своему городу, хотелось быть самим собой, увидел таджикскую семью, под крики "Россия для русских!" заколол девятилетнюю девочку. Отвел душу. Как раз за это судят сейчас юных подонков в родном городе Наблюдателя.
Нам всем предстоит уже сегодня решить, что значит для России быть самой собой. Как мы планируем - не экономическое развитие (это дело правительства), а жизнь общества (это дело любого из нас)?
И есть ли у нас такие планы? Или мы превращаемся в совокупность физических лиц, ничем не связанных, кроме мифов?
Владимир (пояснивший, что сам когда-то был чекистом, "только технарем") хотел бы заметить автору статьи, "что для того, чтобы быть достойными гражданами России, а лучше патриотами (слово, которое я у нее не встретил), необязательно только рассказывать однобокие факты. Лучше воспитывать своих детей (желательно от трех и более) в любви к своей Родине. И чтобы они, приезжая в другие страны, выглядели достойно..."
Да кто же говорит про "однобокие", Владимир? Наоборот - не хочу подставлять для обозрения наш неприглядный бок. Ложь всегда неприглядна. Ведь она видна всем, не скажешь - сюда не смотри, мы - лгуны, зато победили фашизм.
Я не путаю Сталина с фронтовиками. С моим отцом, который ушел добровольцем, оставив четверых детей и беременную жену, прошел рядовым в пехоте Сталинград и Курскую дугу и закончил свою войну на Эльбе старшиной. С моим старшим братом - ушел по призыву в 1943-м, дважды жестоко ранен (пулю из бедра так и не смогли вынуть - с ней он жил и умер). С его ровесниками - из Сокольнического военкомата с ним ушли на войну 300 юношей, вернулись - трое.
...Я спрашивала отца - коммуниста, тогда еще верившего в Сталина: "А когда в атаку шли - кричали "За Сталина!"?" Хорошо помню, как он ответил: "Нет, дочка, не слышал. Мат - помню, "ура!"... А это - нет".
Кто будет спорить с тем, что наши воины освободили мир от фашизма? Но позор нам, если мы забудем, что сделал Сталин из нашей победы. Всех западных соседей от Болгарии до Польши он превратил в сателлитов, в 1948 - 1952 гг. провел там руками местных коммунистов показательные процессы, подобные нашим 30-х годов. А сбежавших из "социалистического лагеря" объявляли изменниками - за это тоже полагалась смерть. Может быть, это подзабыто "благодарными потомками"? Или ответ их прост - "А мне что за дело, что кого-то у Берлинской стены пристрелили? Мне и в нашем лагере хорошо было"?..
На одного из читателей произвел впечатление газетный текст посла РФ в Великобритании Г. Карасина, и он приводит его. "Ангажированный пересмотр истории", как красиво выражается Г. Карасин, которым будто "пытаются заслонить" (советское, между прочим, мышление, господин посол! Вечно наши злокозненные "недруги" все "пытались" сделать нашим безгрешным властителям что-то плохое) "память тех, кто освобождал узников концлагерей и европейские столицы..."
Оказавшиеся сегодня в ходу формулы - "пересмотр итогов Второй мировой войны", "обеление фашизма" - это оживающая благодаря общественной апатии советская пропаганда. Никто "обелением" и "пересмотром" не занимается - кроме заядлых маргиналов, которые в любом демократическом обществе могут высказываться достаточно свободно на любые причудливые темы. Конечно, уличные шествия ветеранов Латвийского легиона не могут вызвать в России никаких иных эмоций, кроме тех, что вызывают сейчас. Но эмоциями ограничиваться нельзя. Необходимо реально представлять себе вещи и стремиться понять их суть - на то человеку дан разум. Латвия перед войной была оккупирована Советским Союзом (никак иначе это назвать нельзя). НКВД взялся за дело. Маленькая, довольно благополучная страна подверглась не только политическому насилию - тысячи ее граждан (очень чувствительно для крохотного по сравнению с нами народа!) попали в советские тюрьмы и лагеря. Надо ли удивляться, что часть латышей пошла воевать против Красной армии? Сталин не только истреблял мнимых "врагов народа" в своей партии, армии, государстве - своим сговором с Гитлером он еще создал реальных врагов в Прибалтике. На Украине он заставил часть крестьян встречать немецкие войска как избавителей от колхозов.
Всерьез, ответственно, без инфантильной капризности и демагогии подводить итоги истории России ХХ века - это и значит понимать: шествия легионеров нам глубоко неприятны - но факт советского захвата их страны и депортаций 1940 и 1949 годов от этого не перестает быть фактом. И чем больше мы будем юлить и лукавить относительно этого факта - тем больше будем терять моральное право выразить свои эмоции по поводу того, что сотня старых людей с национальными знаменами отмечает памятную им дату (без участия членов правительства, что для нас немаловажно). А подведя честные итоги, мы могли бы обратиться и к латышской интеллигенции - с предложением поразмыслить над тем, как совмещается в национальной памяти справедливая борьба за независимость с союзнической ролью части латышей по отношению к Гитлеру - поработителю Европы. А пока - нам ли сегодня не знать, как сильна инерция национальной мифологии?..
...А тем, кто не встретил у меня слова "патриотизм", не стоит огорчаться. Любовь - дело интимное. Заверять с печатных страниц в своей любви к своей стране - все равно что публично заявлять о своей любви к матери или к детям. Есть чувства, в которых не пытаются уверить, которые подразумеваются.
Страну свою любят не за ее хорошую (специально причесанную) историю, а за то, что это твоя страна. Наоборот - из любви к своей стране (а это во многом - атмосфера семьи) возникает интерес к ее истории - правдивой, неприкрашенной. Нельзя патриотизма ради приукрашивать отечественную историю. Надо говорить впрямую о советской эпохе - как, скажем, об эпохе Ивана Грозного, о котором один Сталин говорил, что мало, мол, перебил бояр.
Давайте сами зададим себе один вопрос, не желая вместо ответа во что бы то ни стало друг друга унизить, а помня, что мы прежде всего - соотечественники. Вопрос такой - чего мы, собственно, хотим добиться, вопрошая, скажем, поляков и латышей относительно их подлинных или мнимых прегрешений перед СССР? И заявляя при этом - "Поняли теперь? Это не мы перед вами виноваты, а вы, вы перед нами!"?
Так чего мы хотим? Ответ, наверное, будет такой: "Хотим, чтоб нас уважали!"
Но слышали ли вы, чтобы кому-то, кроме дяди Евгения Онегина ( (под страхом, заметьте, лишить немалого наследства), удалось кого-то заставить себя уважать? И главное, главное - зачем нам такое уважение? Неужто Россия уже не способна заслужить уважение совсем иного рода?..
Вместо того чтобы добиваться ясной правды о себе, наши люди только и вопрошают: "А они?.."
Что за несчастное свойство - только и заняты соринками, да пусть хоть и бревнами, но в чужом глазу!.. Ведь с какой стороны ни посмотри - не только неэтично, но нет никакого смысла скрывать правду о преступлениях ушедшей эпохи! Сами мы, что ли, из-за этой правды разлюбим свою страну? Кто разлюбит - тот давно уже разлюбил. Или за умолчание и ложь нас больше уважать будут другие страны? Ничего, кроме легкого (или тяжелого) презрения за это не получить.
Я пишу, в сущности, о чувстве чести, о достоинстве и самоуважении страны и ее граждан. Сегодня эти чувства у нас разрушены. Но их надо непременно восстанавливать, воспитывать заново. Психология братка должна быть заменена сознанием гражданина.