План действий по развитию автопрома, предложенный Минпромэнерго и одобренный правительством, фактически предполагает запрет на автомобили с правым рулем.
Поводов для беспокойства нет, в ближайшее время автомобили с правым рулем не запретят, успокаивал в четверг граждан глава Минпромэнерго Виктор Христенко.
Однако план действий по развитию автопрома, предложенный Минпромэнерго и одобренный в четверг правительством, фактически такой запрет предполагает. К осени должны быть разработаны поправки в закон о дорожном движении, которые запретят эксплуатацию праворульных машин, если они не соответствуют российским требованиям безопасности дорожного движения. Как они могут этим требованиям соответствовать, чиновники пока не объясняют. Но возможно, что ждать поправок не придется, - законопроект о запрете праворульных машин уже внес в Думу вице-спикер Олег Морозов.
В день, когда правительство обсуждало проблемы развития автопрома, российские автомобилисты устроили в разных городах целую серию акций протеста. Граждан взволновали слухи о том, что правительство планирует запретить эксплуатацию автомобилей с правым рулем, а также ввести запретительные пошлины на иномарки в возрасте от пяти до семи лет.
"Современный автомобиль - безопасный автомобиль"
Но члены правительства о неприятных вопросах вспоминать не спешили. Для начала премьер Михаил Фрадков поздравил российских футболистов с завоеванием Кубка УЕФА и лишь затем перешел к автопрому. "Президент России говорил о важности безопасности на дорогах. Это напрямую связано с качеством автомобилей. Современный автомобиль - безопасный автомобиль", - подчеркнул важность темы Фрадков.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко тут же сообщил, что кое-что в этом направлении правительство уже сделало. Как и предполагала концепция развития автопрома, принятая в 2002 году, повышены импортные пошлины на иномарки старше семи лет. Это, пояснил Христенко, подтолкнуло зарубежных производителей к размещению в России сборочных производств. А реструктуризация задолженности перед бюджетом отечественных автозаводов, таких как ВАЗ, позволила им начать обновление модельного ряда. В результате в 2004 году производство автомобилей в России в целом выросло на 10%, а иномарок, собираемых на российских заводах, - более чем в 2,5 раза. Однако спрос расширяется еще быстрее и пока удовлетворяется за счет роста импорта - в первом квартале этого года он вырос более чем на 50%. Но растет ввоз не только новых, но и подержанных иномарок, что и является главным поводом для беспокойства правительства.
Автомобили старше пяти лет подорожают
Чтобы иностранные компании охотнее открывали в стране свои производства, правительство уже обнулило пошлины на автокомплектующие, поставив инвесторам жесткие условия по локализации производства комплектующих в России. Минпромэнерго надеется, что в результате производство на предприятиях с участием иностранного капитала возрастет со 129 тысяч штук в 2004 году до 1-1,1 млн. штук к 2010 году. Понятно, что все это расширит возможности граждан приобретать более качественные машины.
Однако это лишь одна сторона проблемы безопасности. О второй - барьерах на пути подержанных и праворульных иномарок - Христенко говорить напрямую не стал, предпочтя более осторожное выражение "усиление требований по безопасности и экологии". Во имя такого усиления уже с 2006 года в России будет запрещена эксплуатация автомобилей, не соответствующих экологическому стандарту "Евро-2". Для этого нужно до 1 июля принять соответствующий технический регламент. В июле же будет подготовлен проект постановления о повышении пошлин на 5-7-летние иномарки.
Подробно о плане действий Христенко говорить не стал, сославшись на то, что "в нем 26 пунктов, и вряд ли стоит на каждом останавливаться".
Как в Мьянме и Камбодже
"А как же с автомобилями с правым рулем? Народ волнуется", - все-таки спросил министра вице-премьер Александр Жуков. Христенко, казалось, несколько удивился, что его спросили о такой "незначительной" детали, но все же, полистав план действий, нашел там пункт 3.1, предполагающий разработку поправок в закон о правилах дорожного движения. Эти поправки формально не запретят автомобили с правым рулем, но эксплуатировать их можно будет только в том случае, если они оснащены в соответствии с российскими требованиями безопасности дорожного движения. Как именно это следует понимать, министр не конкретизировал. Теоретически владельцы таких машин могут потратиться на специальные фары и зеркала, которые сделают праворульные автомобили более безопасными, но будет ли этого достаточно, пока неясно. Зато Христенко добавил, что решать проблему праворульных машин будут "поэтапно", то есть получилось, что в будущем их импорт могут просто запретить. Впрочем, поправки будут внесены в правительство только в третьем квартале этого года. "То есть пока оснований для волнений...", - начал Жуков. "Никаких нет", - уверенно закончил за него Христенко.
На самом деле есть. Закон, который чиновники правительства еще только собираются разрабатывать, уже лежит в Думе. В минувший вторник его внес вице-спикер от "Единой России" Олег Морозов. У документа вполне есть шанс пройти первое чтение еще на весенней сессии Думы. В законопроекте отмечается, что в мире осталось всего три страны, которые свободно допускают на дороги автомобили с разной ориентацией руля: Мьянма, Камбоджа и Россия. "Даже африканские и азиатские страны, характеризующиеся более низким уровнем жизни, ввели полный запрет на ввоз автомобилей, рассчитанных на другую систему движения", - отмечает Морозов, предлагая последовать их примеру.