Из детской колонии впервые за десять лет убежали заключенные - за сведения об их местонахождении было обещано сто тысяч рублей ...
Олег Косован, которому в декабре исполнится восемнадцать лет, осужден в сентябре 2004 года на пять лет за грабеж. С малых лет он воспитывался в детском доме в Исилькуле. Попал туда из Называевска.
- Ни к чему не приспособленный ребенок, - сказала корреспонденту "Вечерки" директор исилькульского детского дома Любовь Петровна Ослопова. - Да его и никто никогда не воспитывал. Вырос на улице, отца он никогда не знал, мать умерла... В детдоме Олег все время рвался на свободу, все время убегал. Его ловили, возвращали к нам, а он опять убегал. При этом воровал и грабил, за что и был дважды судим. Боюсь, что он уже из тюрем не выйдет...
У Евгения Чернокалова, казалось бы, более счастливая судьба: и отец, и мать живы и здоровы и не сказать, чтобы пьяницы или тунеядцы. Однако воспитать из сына добропорядочного гражданина им не удалось. В 2002 году Евгений совершил кражу, но уголовное дело тогда было прекращено в связи с несовершеннолетием преступника. Из средней школы его "ушли", парень перевелся в вечернюю. В июле 2003 года новое преступление - "хулиганка" - и опять Евгению по несовершеннолетию удалось уйти от наказания. Через несколько дней, после того как суд вынес постановление взять с него подписку о невыезде, он совершает угон автомашины. Теперь ему дают один год... но условно. Суд состоялся в августе 2004 года, а в сентябре - снова кража..
- По совокупности всех преступлений, совершенных Чернокаловым, суд приговорил его уже к реальному сроку, - говорит заместитель прокурора по надзору за УИН Владимир Шипулин. - Парню дали три с половиной года лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии Управления федеральной службы исправления наказания РФ по Омской области, расположенной в поселке Морозовка. В мае ему исполнилось восемнадцать.
По ходатайству администрации детской колонии 27 мая суд Омского района вынес постановление о переводе Чернокалова в колонию общего режима. Основания: к своему совершеннолетию он на путь исправления не встал и постоянно нарушал режим. Через десять дней Евгений должен был стать "взрослым" зеком...
Корреспондентам "Вечерки" стало известно, что заключенные к побегу готовились заранее. В одном из помещений колонии Олег Косован делал ремонт, для которого нужны соответствующие инструменты. Они с Чернокаловым были в одном отряде, здесь подружились, здесь и разработали свой план. Косован незаметно для охраны подпилил железную решетку окна. В пятом часу утра 2 июня юные преступники бежали, отогнув решетку и выбив доску в деревянном заборе, окружающем колонию.
Впрочем, сигнализация "Сова" сработала тут же. Охрана кинулась по периметру ограждения, собака взяла след. Беглецы, однако, оказались весьма хитрыми - убегали по железнодорожным путям, где устойчивый запах мазута перебивает все прочие запахи. Собака след потеряла.
Сотрудники управления исполнения наказаний по Омской области не стали делать тайны из побега заключенных. Более того, объявили награду в сто тысяч рублей тому, кто укажет место нахождения беглецов. Сами же начали отрабатывать все связи заключенных, места, где они могли появиться. Перво-наперво ждали их, конечно же, в Лузино - тем у Чернокалова жили родственники, у которых можно было разжиться деньгами. И вот тут-то смекалка преступникам отказала - они отправились именно в Лузино...
Евгения взяли прямо у дома. Олег, увидев, что друг задержан, побежал на трассу, начал "голосовать". Возле него остановилась легковая машина, в которой сидели... сотрудники УИН, переодетые в штатское.
Сегодня оба беглеца находятся в следственном изоляторе. РОВД Омского района возбуждено уголовное дело по факту побега. По словам помощника районного прокурора района Кирилла Попова, их ждет новая статья - "Побег из мест лишения свободы группой лиц по предварительному сговору". Срок наказания - до пяти лет. После суда Чернокалов пойдет уже во взрослую колонию, Косован отправится туда по достижении совершеннолетия.
Но на этом история с побегом не кончается. Прокуратурой по надзору за соблюд ением законов в исправительных учреждениях в отношении сотрудников колонии в Морозовке проводится проверка на соответствие обстоятельств побега статье УК "Халатность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба". То есть выясняется, по чьей вине стал возможен побег заключенных, у которых за плечами не одно преступление, а во время побега они могли совершить и более тяжкие.
- Из Морозовки лет десять побегов не было, - продолжает заместитель прокурора по УИН Владимир Шипулин. - В нашей области побеги из мест заключения - это вообще редкий случай. Бывает, когда уходят из колонии-поселения, но из-за решетки... Нет, для Омска это не характерно.
- А кому же достанутся обещанные сто тысяч? - поинтересовались мы у зампрокурора.
- Скорее всего, никому, - ответил он. - В данной ситуации очень четко и оперативно сработали сами сотрудники УИН, выполняя свой служебный долг. Их, наверное, поощрят.
Естественно, что после задержания беглецов спросили, почему они пошли на новое преступление.
- Мне не хотелось идти во взрослую тюрьму, - сказал Евгений Чернокалов. - Мне хотелось на свободу...