Позади год работы новой команды городской администрации. Омичи, конечно, заметили все, что ей уже удалось сделать. Город уверенно вошел в зиму, без авралов и срывов пройден отопительный сезон. Было сдано в строй несколько важных объектов, в том числе три газопровода, подземный переход у СибАДИ, жилой дом для бюджетников. Начали ремонтироваться дороги, восстанавливается освещение на улицах...
В новой администрации все эти вопросы находятся под постоянным контролем или, как говорят сегодня, под патронажем первого вице-мэра Сергея Носа. С ним наш сегодняшний разговор.
- Традиционно обязанности двух первых замов всегда делились так: один отвечал за финансы, другой - за городское хозяйство. Однако последнее, вероятно, вовсе не означает, что ваша "сфера влияния" ограничивается только жилищно-коммунальным комплексом?
- Блок вопросов, которыми мне приходится заниматься, действительно, не замыкается на ЖКХ. В моей "епархии" департаменты транспорта, строительства, недавно созданный департамент городской экономики, формирование которого продолжается, а также структурные подразделения, которые выстраивают отношения муниципальной власти с промышленниками и предпринимателями. Эти отношения сегодня требуют особого внимания, поскольку от стабильности в реальном секторе экономики, развития предприятий зависит не только пополнение доходной части бюджета Омска, создание дополнительных рабочих мест, но и решение многих проблем, за которые взялась новая команда.
С приходом Е. Белова заметно потеплели отношения с нашими ведущими объединениями и заводами, входящими в ассоциацию промышленных предприятий, и бизнесом. К примеру, нам удалось привлечь промышленников к изготовлению номенклатуры изделий для жилищно-коммунальной отрасли. Конечно, с принятием нового Бюджетного кодекса город теперь не может предоставить предприятиям какие-то налоговые льготы, но мы можем с ними сотрудничать, оказывая "протекцию" на рынке. Это вполне нормально, цивилизованно!
Например, на недавнем заседании инвестиционного совета при мэре рассматривался вопрос о предоставлении инвестиционного кредита АО "Сибирь" (кожгалантерейная фабрика) под гарантии муниципалитета, ведь предприятие не может двигаться дальше, наращивать объемы без освоения новых изделий, создания новых рабочих мест, модернизации производства. И если в этом нужна наша поддержка, то почему бы ее не оказать! В свою очередь, предприятия с пониманием относятся к городским нуждам. Зная, к примеру, скудные возможности бюджета, где -как ни крути! - не найти средств на 130 тысяч тонн асфальта (а именно столько нужно, чтобы привести в порядок разрушенные дороги), предприятия взяли на себя часть работ, решив самостоятельно отремонтировать въезды, прилегающие к территориям участки дорог.
- Да уж, с приходом весны на наши дороги без слез не взглянешь...
- Аномально теплая зима, резкие перепады температур не лучшим образом сказались на состоянии магистралей. Но надо понимать, что дорожные проблемы в городе накапливались десятилетиями. Нужны серьезные финансовые вливания - не разовые, а постоянные. Ресурсов городского бюджета здесь не хватит. Региональная власть это понимает. В прошлом году в соответствии с соглашением, заключенным с областной администрацией, основной объем работ по ремонту городских дорог был выполнен за счет средств территориального дорожного фонда. Нынче запланировано увеличить объемы ремонта, строительства и реконструкции дорог и мостовых сооружений.
Составлен список первоочередных объектов. Наряду с ремонтом магистральных (омичи должны понимать, что в данном случае речь идет не о том, чтобы навести идеальный порядок в центре, а о восстановлении магистралей, по которым движется общественный транспорт) запланирован ремонт транзитных дорог, подъездов к жилым массивам, школам, лечебным учреждениям и другим социально значимым местам. Всего же на реализацию плана дорожного строительства в этом году потребуется более 270 миллионов рублей. Среди основных объектов - мост им.60-летия ВЛКСМ (в ТДФ на него предусмотрено выделить 35 млн.рублей), где нужно капитально отремонтировать трамвайные пути, восстановив гидроизоляцию. Причем к работам требуется приступить в апреле, чтобы уже к ноябрьским морозам успеть их завершить.
"Цена вопроса" по Ленинградскому мосту меньше (6-7 млн.руб.), но и здесь нельзя затягивать с ремонтом одной из опор, заменой деформационных швов. Серьезного внимания требует Иртышская набережная, на ее восстановление (начнем его с окончанием паводка) заложено 20 миллионов. Хотя, конечно, если вести ремонт и реконструкцию набережной на всем ее протяжении (а это четыре километра), придав ей тот эстетичный и безопасный вид, какой был в шестидесятых, то эту сумму надо бы увеличить в десятки раз...
Ремонт дорог - это как раз тот случай, когда особенно актуален принцип "не числом, а уменьем". Здесь многое будет зависеть от технических решений, организации работ. К слову, нынче предполагается вести ремонт магистралей в две смены, не создавая, как это всегда бывало, "напряженку" на дорогах: транспорт стоит в часы пик, а дорожники спокойненько разбрасывают горячий асфальт. Мы постараемся выстроить этот процесс максимально технологично и культурно.
- С наступлением тепла заметно оживает весь строительный комплекс - самое время для работы! Хотелось бы тут задать два вопроса. Долгое время оставалась неясной судьба департамента строительства - нужно ли мэрии такое подразделение?.. И второе: в бюджете 2002 года впервые заложены средства на капитальное строительство. Какие объекты станут главными городскими стройками?
- Департамент строительства в том виде, в каком он существовал с 1998 года, вряд ли был необходим для администрации города. Нельзя было превращать эту структуру в "прорабский участок" - для этих целей есть другие инструменты. Однако сегодня вряд ли кто-то оспорит тот факт, что вопросы целостности строительного комплекса, поступательного развития стройиндустрии не должны не заботить местную власть. Не зря же считается, что по количеству башенных кранов на стройках можно смело судить, в каком состоянии находится город - растет или переживает упадок.
Поэтому, конечно, департамент строительства будет сформирован (в стадии проработки вопрос о его структуре), в него войдут УКС, институт "Горстройпроект", дирекция строящегося метрополитена, бюджетный целевой фонд развития жилья. Одной из главных задач департамента станет продолжение программы строительства социального жилья для работников бюджетной сферы. Опыт строительства пятиэтажного дома на улице Взлетной, который несколько месяцев назад заселили учителя и врачи, доказывает, что и в нынешних экономических условиях можно строить жилье по доступным ценам.
Что касается других строек, то хотел бы выделить стадион "Красная звезда", где предстоит масштабная реконструкция. Там нужно будет не только решить проблемы с гидроизоляцией подтрибунных помещений, укреплением несущих конструкций, но и реконструировать подсобки. За счет "расширения" трибун увеличится подтрибунное пространство на шесть метров, площадь помещений будет отвечать всем нормам, утвержденным Федерацией футбола. Предполагается изготовить съемный (передвигающийся) навес над трибунами. Уже ведется пристрой двух раздевалок к существующему павильону. Это будут не временные, а капитальные, вполне современные помещения, в которых смогут затем размещаться юношеские футбольные клубы. На объекте будет одновременно задействовано семь подрядных организаций. Задача не из простых - за четыре месяца, к Дню города, сдать стадион...
- А к проблемам ЖКХ не ослабнет внимание?
-За минувший год в жилищно-коммунальном комплексе был выполнен такой объем работ, какого не было за все последние десять лет. Но, по нашим прогнозам, потребуется еще, по меньшей мере, два-три года напряженной работы, прежде чем положение в этой сфере станет стабильным. Потому, безусловно, и нынче в системе ЖКХ произойдет ряд серьезных изменений.
Нынешняя зима особенно обострила проблемы с ремонтом крыш: мягкие кровли не выдерживают никакой критики, нужно менять их на шиферные, двускатные. Около семидесяти крыш требуют капитального ремонта. В этом году мы планируем провести эксперимент: ставим дом на капитальный ремонт (с заменой систем отопления и водоснабжения), но и при этом кроме новой крыши формируем мансардный этаж. Современные технологии (пока такой опыт апробирован в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске) позволяют сделать это достаточно быстро, качественно и технологично.
Спектр задач, которые необходимо решить в ЖКХ в ближайшее время, очень широк. В прошлом году Омск наконец получил новую схему теплоснабжения, разработанную с перспективой до 2010 года. Утверждение ее позволило приступить к разработке программы газификации города. В планах - установка мини-котельных, работающих на природном газе, на Московке, в Амурском поселке. В перспективный план перевода жилых домов на природный газ включены микрорайоны Заозерный, поселки Чкаловский, Крутая Горка и Большие Поля. Общее количество газифицированных квартир составит 16 тысяч.
- Недавно в мэрии вновь поднимался вопрос о строительстве завода по утилизации мусора. Эта идея обсуждается не первый год...
- Наверное, хватит нам говорить об этих проблемах - пора их решать, браться за дело! Ведь оттого, что мы поговорим-поспорим, проблем меньше не станет. В свое время город остался без мусоросжигательного завода. Такие заводы работают сегодня в разных городах, а мы обросли свалками, не знаем, куда девать мусор...Конечно, опыт других стран показывает, что гораздо лучше строить мусороперерабатывающее предприятие, но переработка мусора должна начинаться с конкретной кухни, где хозяйка "сортирует" бытовые отходы: консервные банки - в одну сторону, пластик - в другую, бумагу - в третью. Увы, мы до этого еще не доросли. Поэтому нужно строить мусоросжигательный завод (и для такого мегаполиса - не один).
Недавно мэр Е. Белов поручил приступить к разработке технико-экономического обоснования такого объекта. Предполагается, что появится несколько вариантов, наиболее привлекательный будет выбран и "заземлен" на градостроительном совете. Дальше откладывать вопрос уже нельзя. Мы и так опоздали с этой стройкой на десять лет.
- А пока с мусором придется бороться всем миром. Вы возглавляете городской штаб по подготовке и проведению субботника...
- Мы рассчитываем, что омичи примут самое активное участие в субботнике. Хотя многое будет зависеть от погодных условий, может быть, придется скорректировать задачи. В любом случае призываем выйти на субботник и завтра, и через неделю - 27 апреля.
Подготовительная работа проделана большая, техника, инструмент готовы, горючее есть, места для вывоза мусора определены... Субботник должен стать кульминацией месячника по санитарной очистке и благоустройству города. Планируем высадить в наших скверах и парках 2,5 тысячи деревьев и кустарников, учитывая, что срок для весенних посадок очень короткий и надо успеть провести эти работы до того, как деревья "взорвутся" зеленой листвой.
- И последний вопрос. Что значит для вас муниципальная служба?
- Не люблю слово "чиновник". Считаю, что любой служащий, в том числе и муниципальный, должен быть доступным и открытым для людей. Открытость- вот главный принцип местной власти.