Российские железнодорожники планируют распространить опыт вождения тяжеловесных составов по всей сети дорог.
Помимо технического переоснащения и реконструкции железнодорожных станций и перегонов важнейшим резервом повышения провозной способности российских железных дорог является организация движения поездов повышенного веса.
Первый тяжеловесный состав весом 9 тысяч тонн был доставлен 4 мая 2005 года на станцию Исилькуль Западно-Сибирской магистрали. Он проследовал по Западно-Сибирской железной дороге от станции Алтайская через Карасук, Иртышское, Омск и далее по Южно-Уральской дороге через Петропавловск и Курган и сдан на Свердловскую (в конечный пункт станция Свердловск-Сортировочный). Таким образом, был достигнут первый реальный результат более чем трехлетней кропотливой работы по организации вождения "девятитысячников" по Среднесибирскому ходу.
Для обеспечения пропуска тяжеловесных поездов на Западно-Сибирской дороге было выполнено усиление устройств электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки, создана система управления торможением, которая отвечает главному требованию безопасности - синхронному управлению тормозами поезда повышенного веса и длины с постановкой трехсекционного локомотива в голове состава.
С 27 марта по 12 апреля текущего года на Западно-Сибирской дороге были успешно проведены пять экспериментальных поездок с поездами весом 9000 тонн. Произведено 27 экстренных торможений на скоростях от 18 до 80 километров в час. Система управления тяжеловесным поездом была успешно испытана и при проведении более тяжелого, весом до 10 тысяч тонн, поезда на участке Карасук - Иртышское.
Результаты опытных поездок подтвердили, что на полигоне Алтайская - Входная можно водить грузовые поезда массой 9000 тонн без превышения токовых нагрузок и допустимой температуры обмоток тяговых двигателей, а также допустимого уровня сцепления колесных пар с рельсами при нормальных условиях движения.
Вопрос наращивания пропускных и провозных способностей главных направлений дороги - Транссибирского и Среднесибирского ходов - стал особенно актуальным в условиях возрастающего объема грузоперевозок в направлении Европа - Азия.
Разработанная технология пропуска поездов весом 9000 тонн не только повысит провозную способность российских железных дорог, но и позволит значительно снизить эксплуатационные расходы.