Российский сегмент всемирной сети перестанет быть анонимным: доступ можно будет получить только после предъявления паспорта. Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные правительством России 23 января, вводятся в действие с 1 июля 2006 года.
Сейчас практически услуги по модемному доступу предоставляются по Prepaid-картам – провайдер предлагает свои услуги (делает публичную оферту), а гражданин – покупает карточку и активирует ее (акцептирует предложение). И все. С 1 июля это будет незаконно. Кроме того, любой пользователь Интернета будет внесен в базу данных. Сначала абонент подает провайдеру заявление, в котором указывает все реквизиты, в том числе паспортные данные. Представители юридических лиц должны предоставлять свидетельство о регистрации и доверенность. Все эти сведения проверяются оператором и вносятся в договор.
Собранные о пользователях данные, включая как реквизиты, так и сведения о расчетах за оказанные услуги связи, о соединениях, трафике и платежах, будут доступны Федеральной службе безопасности (а иногда и МВД) в режиме on-line. Хранить ее операторы должны три года. Кроме того, с письменного согласия абонента эти сведения могут быть использованы самим оператором для оказания справочных и иных информационных услуг или передаваться третьим лицам.
Используя сведения о пользователях Интернета, можно определять, кто пользовался тем или иным сайтом, какие страницы смотрел, кто пишет на форумах под псевдонимом, пользуется почтой, кто искал на просторах Интернета ту или иную информацию и т.д.
Использовать эту информацию можно в различных целях. Например, чтобы шантажировать семейного чиновника или бизнесмена, который на досуге смотрит порносайты. Или включить в список подозрительных россиян, которые по тем или иным причинам ищут информацию об изготовлении самодельных взрывных устройств, пользуются сайтом ЦРУ или зачитываются информацией про Ходорковского...
Проблема защиты данных о пользователях Интернета касается не только России. Например, Министерство юстиции США потребовало от владельца портала Google предоставить информацию обо всех сделанных в июне-июле поисковых запросах, а также об интернет-адресах, с которых эти запросы были сделаны. Документ сделан в соответствие с законом о борьбе с детской порнографией, с доступом детей к материалам сексуального характера и т. п.. Google сочло требования неприемлемым, так как связало это требование с нарушением обязательств компании о конфиденциальности. Даже после того, как правительственная структура уменьшила свои "аппетиты", ограничившись требованием передать лишь тексты пользовательских запросов (без указания сведений о клиентах), оно было отклонено. В ближайшее время спорный вопрос будет решаться судом в Калифорнии.
Однако от идентификации пользователей могут выиграть владельцы сайтов и рекламодатели. Применение технологий оценки аудитории позволяют оценить, из какого города приходит посетитель сайта, сколько раз, какую операционную систему использует, разрешение экрана и другие технические параметры компьютера. Но никакие счетчики не могут определить возраст посетителя, его социальную группу (руководитель или домохозяйка), пол и т.д.
Если провайдеры будут делиться базами данных, то рекламные агентства смогут проводить уже не анонимные, а персонифицированные оценки посетителей. Даже если большинство клиентов и не согласится раскрывать свои сведения, провайдер может сделать это либо нелегально, либо указав "согласие" обязательным условием договора.