В субботу 25 февраля в Омске один за другим прошли два митинга общей численностью четыре тысячи человек. На площади Ленина собрались граждане, протестующие против роста тарифов. Их настроения выражали лозунги: «Прекратить геноцид народа», «Россия без Путина», «Власть, вынь лапу из наших карманов»… Это уже шестая попытка омичей докричаться до местных и федеральных чиновников. Чиновники пока молчат, игнорируют они и прокурорский протест, в котором указывается, что тарифы приняты без независимой экспертизы. Председатель горсовета заявил местным СМИ, что и на прокуратуру бывает проруха: тарифная политика в городе, полагает он, идет верным курсом. Уверенности ему придает распоряжение губернатора, установившего на омской земле предельный уровень роста тарифов 43,1% — вдвое выше объявленного российским правительством.
Принималось оно, по словам председателя, исходя из расчета затрат на производство тепла и других коммунальных благ. Зарплаты их потребителей, разумеется, не брались в расчет — они в Омске ни у кого настолько не выросли, кроме медиков общей практики (да и те своих щедрых надбавок еще в руках не держали). Стало быть, выбран курс на дальнейшее разделение населения на широкие слои новых бомжей и прослойку, которой благоустроенный быт пока по карману.
Три тысячи водителей и владельцев маршрутных такси собрались в субботу у Законодательного собрания под лозунгом «Долой беспредел чиновников». За два месяца мэрии удалось выдавить из маршрутной сети руками гаишников более 1,5 тысячи «Газелей». Всех неугодных останавливали и откручивали номера, во многих случаях без протокола. На каждой маршрутке — по 2—3 сменщика. Лишились источника дохода порядка пяти тысяч семей. Простояв на холоде около часа, газельщики перекрыли движение на магистрали, к площади Ленина, где два митинга слились воедино.
Две злободневных темы — армейская и жилищно-коммунальная — сошлись в квитанциях коммунхоза, предъявляемых омичам, чьи сыновья в прошлом году призваны на срочную службу. У Валентины Александровны осенью 2005-го ушли в солдаты двое. Пока они отдают долг родине, предприятие ЖКХ насчитывает им долги за невостребованные услуги. Живет Валентина Александровна в общежитии, где счетчики изначально не предусмотрены и начисляются платежи по количеству жильцов в комнатах. До повышения тарифов РЭУ требовало с нее за сыновей около 600 рублей в месяц, теперь — около 900. На все заявления о перерасчете с приложенными к ним справками о призыве — ответ: обращайтесь в мэрию. Та отвечает, что ничего поделать не может: таков закон. А областная прокуратура советует обратиться в суд.
В тарифном отделе мэрии «Новой» сказали, что все было хорошо, пока оставалось в силе постановление мэра, которое освобождало жильцов от оплаты жилкомуслуг, к примеру, в случаях пребывания в больнице, при выездах за границу, в командировку, дом отдыха… Естественно, и на весь срок службы в армии. Но в марте 2005-го вступил в силу новый Жилищный кодекс, который данное положение отменил. Теперь муниципалитеты не вправе принимать порядок перерасчета — его может устанавливать только правительство РФ. Оно должно было это сделать в четвертом квартале 2005-го, но, видимо, федеральных чиновников отвлекли дела поважнее.
Георгий БОРОДЯНСКИЙ