Департамент недвижимости направил несколько исковых заявлений о признании недействительными некоторых актов, касающихся передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную.
I. С 1 января по настоящее время Омский городской Совет принял следующие Решения, касающиеся передачи имущества в федеральную собственность, собственность Омской области, из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования городской округ город Омск:
2) Решение Омского городского Совета от 15 февраля 2006 года № 328 «Об обращении к правительству омской области с предложением о передаче в собственность омской области движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Омска, необходимого для осуществления заготовки, переработки, хранения донорской крови и ее компонентов»;
3) Решение Омского городского Совета от 5 июля 2006 года № 375 «Об обращении к правительству Омской области с предложением о передаче в собственность омской области недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Омска, расположенного по адресу: город Омск, ул. Красный путь, д. 153»;
4) Решение Омского городского Совета от 19 июля 2006 года № 388 «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности города Омска, используемого федеральными учреждениями, предприятием»;
5) Решение Омского городского Совета от 4 октября 2006 года № 399 «Об обращении к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом с предложением о передаче в муниципальную собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: город Омск, ул. Победы, д. 5».
В связи с принятием в ноябре-декабре 2005 года решений Омского городского Совета, касающихся передачи в собственность Омской области муниципальных учреждений социального обслуживания населения города Омска и специализированных муниципальных учреждений здравоохранения города Омска, было подписано распоряжение Правительства Омской области от 30 января 2006 № 19-рп. Большая часть передаточных актов уже подписана.
II. Перечня муниципальных объектов города Омска, планируемых дополнительно к передаче в федеральную собственность, в настоящий момент нет. Определены основные федеральные структуры и учреждения, помещения занимаемые которыми планируются к передаче в федеральную собственность, а именно: Прокуратура Омской области, Военные комиссариаты, Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Омская таможня, Омский областной суд, Омская лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ, Управление Федеральной почтовой связи Омской области, Пенсионный фонд, Управление внутренних дел Омской области, Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Управление федеральной государственной службы занятости населения по Омской области. Перечень вышеуказанных структур не является исчерпывающим, в департамент недвижимости поступают обращения федеральных учреждений, которые претендуют на передачу занимаемых ими помещений в федеральную собственность.
Согласованного обеими сторонами перечня муниципальных объектов города Омска, планируемых к передаче в собственность Омской области также нет. В департамент недвижимости постоянно поступают обращения Министерства имущественных отношений Омской области и государственных учреждений, которые претендуют на передачу занимаемых ими помещений в собственность Омской области.
На большинство объектов, которые подлежат передаче, техническая документация не оформлена. По техническим паспортам, представляемым федеральными и областными структурами возникает множество технических вопросов, которые решаются специалистами департамента недвижимости администрации города Омска и пользователями имущества в рабочем порядке.
III. Кроме отсутствия технической документации, перед органами местного самоуправления остро встала проблема принятия Правительством РФ и Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом правовых актов, обязывающих органы местного самоуправления принимать в муниципальную собственность объекты федерального имущества (чаще всего жилой фонд) без каких-либо дополнительных условий. Данные документы принимаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 122-ФЗ.
Департамент считает, что порядок, предусмотренный 122-ФЗ, неприменим для передачи жилого фонда, т.к. он не отвечает указанным в вышеупомянутом Федеральном законе признакам подлежащего передаче имущества. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ возможно одностороннее утверждение актов приема-передачи передающей стороной, причем возникновение права муниципальной собственности связано именно с датой утверждения актов.
В связи с вышеизложенным, департаментом недвижимости было направлено несколько исковых заявлений о признании недействительными нескольких ненормативных актов касающихся передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную. Арбитражный суд города Москвы своим решением отказал Департаменту недвижимости администрации города Омска в удовлетворении исковых требований. Руководство департамента считает, что вышеуказанные решения Арбитражного суда противоречат интересам муниципального образования город Омск, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем департаментом недвижимости администрации города Омска принято решение об обжаловании вышеуказанных решений Арбитражного суда города Москвы в порядке, установленном действующим законодательством.