Yекоторые главы сельских поселений получают годовую заработную плату, превышающую годовой доход самого поселения, при этом есть главы районов, получающие зарплату больше, чем доход почти всех поселений района. И это далеко не единственные нарушения муниципальных органов власти, о которых рассказала вчера министр финансов Омской области Рита ФОМИНА в своем отчете на заседании регионального правительства. В связи с этим некоторые районы ждет значительное сокращение финансов, временное внешнее финансовое управление и ограничение уровня зарплат на законодательном уровне. «Разврат, который установлен на селе, кроме ярости ничего вызовет, необходимо в кратчайшие сроки принять соответствующий закон», - сказал губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Он взялся лично курировать вопрос наведения финансового порядка в муниципалитетах региона, совместно с вице-губернатором Евгением ВДОВИНЫМ и министром Ритой ФОМИНОЙ.
По словам Риты ФОМИНОЙ, несмотря на уход «Сибнефти» из региона, в 2006 году Омской области удалось достичь положительной динамики развития и даже экономического роста. Всего за этот период удалось собрать 31 миллиард налоговых и неналоговых поступлений. Из них 69% (21,5 миллиарда) в бюджет области, а 31% в местные бюджеты.
Тем не менее, как показали проверки министерства, в работе многих муниципальных образований оказалось много недоработок и нарушений. Некоторые районы не выполнили планов по привлечению собственных доходов, не обновляют базу данных по налогоплательщикам, недостаточно оперативно оформляют права собственности на сельскохозяйственные земли и личные подсобные хозяйства. Главы районов не укладываются в бюджетные средства и из-за этого в конце года оккупируют Минфин с просьбами внеочередного бюджетного кредита. При этом когда возникла возможность переоформить коммерческие кредиты в бюджетные с меньшими процентами, представителям министерства пришлось буквально «вытаскивать» муниципальных глав для оформления соответствующих документов.
Несмотря на то, что государственный долг области за год снизился с 3,6 до 2,5 миллиарда рублей, кредитные обязательства муниципалитетов возросли, в частности на 202 миллиона выросла задолженность Омска. У трех районов (Большеуковский, Горьковский, Знаменский) кредитная задолженность на треть выше уровня доходов. Это позволяет, по словам Риты ФОМИНОЙ, ввести временную финансовую администрацию с 1 января 2008 года (именно тогда заработают соответствующие законодательные нормы).
Появились у муниципалитетов и долги по заработной плате среди работников бюджетной сферы, несмотря на дополнительные вливания из областного бюджета в сумме 19 млн рублей. Общая задолженность составляет 1,7 миллиона рублей.
Имея большие долги, руководители образований не торопятся собирать с населения коммунальные платежи. И хотя общая дебиторская задолженность снизилась на 29 миллионов рублей, 95 миллионов еще остается. В связи с этим министерство финансов планирует сократить субсидии области на тепловое снабжение, которые в 2006 году составили 13 миллионов рублей.
Как показала проверка, оплата труда глав поселений часто превышает доходы этих поселений. В частности годовой доход главы села Зареченское Нововаршавского района составил 289 тысяч рублей при годовом доходе села в 240,9 тысяч. И это не единственный случай. В ряде районов, согласно отчету, уровень оплаты труда главы района превышает объем доходов почти всех сельских поселений, входящих в район.
Чтобы исправить эту ситуацию, в недрах правительства готовится закон о единой системе оплаты выборных должностей. С помощью него можно будет ограничить размер денежного вознаграждения глав дотационных муниципальных образований.
Кроме этого, главы муниципальных образований необоснованно расходуют средства на развитие агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, неправомерно увеличивают количество служащих, не хотят участвовать в софинансировании проектов с долевым участием и допускают другие нарушения.
С целью предотвращения этого, по словам Риты ФОМИНОЙ, будет не только сокращено дотирование и финансирование но и введены новые более эффективные формы поддержки образований – например, лизинговые схемы, гарантии правительства для получения кредитов и уплата процентов по кредитам.
«Нам поставлены такие задачи, которые по старинке решить невозможно, – сообщила Рита ФОМИНА. - Для начала надо научиться собирать налоги на местах, а не сваливать свое бездействие на недостаточность финансирования, нарушение бюджетного законодательства».