Совету глав муниципальных образований региона завтра будет представлен к рассмотрению проект баланса бюджетных расходов Омской области на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов на 2008-2010 годы. Исторически вопросам жилищно-коммунального хозяйства в сибирском регионе отводится особое место. В этой сфере в Омской области идет постоянный процесс внедрения различных инноваций, инструментов финансирования и управления, причем таких, которые по ряду позиций не имеют аналогов в России. Как, например, созданная система топливных балансов и балансов бюджетных расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов. Сегодня процесс формирования балансов полностью регламентирован, автоматизирован и, по сути, требует лишь корректировки при строительстве и реконструкции котельных или замене топлива. Новшеством этого года стало внедрение системы отчетности и контроля за исполнением балансов муниципальными районами.
Потребность области в топливных ресурсах на предстоящий отопительный сезон составляет более пяти миллионов тонн. На областной центр приходится 85% топлива, районам – 15%. В структуре топливопотребления Омского региона доля природного газа приближена к 50%, угля – 45,5%, мазута – чуть больше 4%, дров и прочих видов топлива – около 1 процента. Основанием роста потребления газа является газификация районов, сокращение протяженности теплосетей, связанное со строительством локальных котельных и реконструкцией мазутных, переход части населения на индивидуальное отопление.
Основные трудности с формированием балансов были связаны с отсутствием подтверждающих документов на объекты, котельные и тепловые сети. Кроме того, в ряде районов причиной затруднений при рассмотрении топливных балансов являлась несогласованность действий районных администраций и предприятий жилищно-коммунального комплекса. Но главная причина – нежелание отдельных районов менять свои иждивенческие настроения и стремление любой ценой «защитить» как можно больше топлива.
Необходимо отметить, что на основе топливного баланса определяется целесообразность реконструкции теплоисточников и технического перевооружения котельных. Это действительно тот инструмент, который позволяет отследить проблемные точки и просчитать возможные варианты реконструкции. Разработанный на основе топливного баланса, отражающего ресурсную составляющую, баланс бюджетных расходов позволил просчитать реальную структуру и объем необходимых финансовых затрат. Так расходы консолидированного бюджета в 2008 году превысят 600 миллионов рублей, в 2009 – 500 миллионов, в 2010 – более 570 миллионов. Рост бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов обусловлен увеличением прогнозных цен на топливо и тарифов на тепловую и электрическую энергию.