Накануне в «Российской газете» был опубликован текст принятого перед майскими праздниками закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Наделавший много шума закон разделил все государственные учреждения на три категории: казенные, бюджетные и автономные.
Что изменилось?
По большому счету, нововведения, которые начнут действовать с 1 января 2012 года, призваны «развязать руки» государственным вузам и школам, которые хотят зарабатывать себе на жизнь. Это касается и выделения субсидий «одной строкой» вместо сметного финансирования, и возможности самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами.
Принципиальный момент – учреждения образования должны обеспечить закрепленные стандартами объем и качество знаний для учеников и студентов. Иными словами, за государственные деньги выполнить государственный образовательный заказ. Это базис, а все, что сверху – поле для самостоятельной деятельности в условиях конкурентной среды. И если для вузов, которые уже давно оказывают платные образовательные услуги в своих стенах, это привычно и знакомо, то для школ новый закон сродни революции.
Как считают эксперты, большинство российских школ, особенно на первом этапе, предпочтут остаться в статусе бюджетных учреждений. Автономность предполагает серьезные требования, в том числе опубликование отчетности в открытых источниках и наличие в своем составе наблюдательного совета из 5-11 человек, включая представителей власти, самого учреждения и общественности. К тому же, получить статус автономного учреждения будет сложно само по себе. Для этого понадобится согласие и учредителей, и трудового коллектива.
Что осталось?
Так называемых казенных учреждений (интернаты, школы в детдомах, колониях и т.д.) изменения не коснутся. Для бюджетных школ, вузов и средних учебных заведений нововведения – лишь в отношениях с властью и порядком финансирования из государственной казны. Но главное все же в другом – даже автономные, самые самостоятельные из всех, учреждения должны будут бесплатно обеспечить требуемый госстандартом уровень образования.
Если говорить о школах, то государство гарантирует, что ряд предметов по-прежнему останется бесплатным. Это русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности. Их школа обязана «выдать» в требуемом объеме и требуемого качества.
Резюме.
Учитывая, что именно это в первую очередь и волнует родителей, можно осторожно заметить: базис отношений «семья-школа» кардинально не поменяется. Однако наверняка появятся «побочные эффекты»:
1) соответствие школьных знаний образовательным стандартам, главным образом, определяют результаты ЕГЭ. Но госэкзамен сдается уже после окончания обучения, когда повлиять на ситуацию крайне сложно.
2) вполне вероятно, многие преподаватели будут «выдавать минимум» в рамках своей зарплаты, а более качественные знания предлагать за отдельную плату. В том числе, подрабатывая в автономных учреждениях.
3) часть школьных предметов все равно останется за бортом «бесплатного списка». И за них родителям придется платить. Причем вполне легально.
Источник: РИА Омск-Информ