Против бывшего начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева возбуждено уголовное дело. Официальный представитель следственного комитета при МВД РФ Ирина Дудукина сообщила BFM.ru, что экс-глава столичной подземки подозревается в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 201 УК РФ).
Сам Гаев заявил, что не располагает информацией по данному поводу. «Я узнал эту новость от вас, и комментировать данную информацию не буду», — сказал он в беседе с корреспондентом BFM.ru.
Стоит отметить, статья, по которой против бывшего начальника Московского метрополитена возбуждено уголовное дело предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет.
Между тем, по словам адвоката Гаева Рубена Маркарьяна, в настоящее время экс-начальник столичного метро находится на реабилитации в подмосковной клинике. Он также заявил, что защита и сам бывший чиновник пока не располагают информацией ни о номере дела, ни о фамилии следователя, принявшего решение о его возбуждении.
Напомним, о нарушениях со стороны руководителя столичного метрополитена было объявлено еще в декабре прошлого года. Генпрокуратура тогда предложила мэру Москвы Сергею Собянину рассмотреть вопрос о его увольнении. А 7 февраля Дмитрий Гаев подал в отставку с занимаемой должности.
18 февраля Генпрокуратура направила в Следственный комитет МВД материалы проверки в отношении бывшего начальника Московского метрополитена для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье «злоупотребление полномочиями». В постановлении прокуратуры о передаче материалов в следственный орган указано, что Дмитрий Гаев исполнял обязанности недобросовестно. Так, вопреки интересам унитарного предприятия и используя служебное положение, он создал систему личного обогащения за счет возглавляемой им организации.
По данным Генпрокуратуры, Гаев «создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение, либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия». Это позволило ему стать патентообладателем, и начиная с 1999 года он получал около 10 млн рублей дохода ежегодно, утверждает прокуратура.
В рамках проверки также было установлено, что с 2000 года ГУП «Московский метрополитен» ежегодно без согласия столичных властей заключал договоры на аренду нежилого помещения, сообщала Генпрокуратура.
При этом стоит отметить, что проверка Генпрокуратуры в отношении Гаева началась по инициативе экс-мэра столицы Юрия Лужкова. Как ранее писала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на слова бывшего префекта Северного административного округа Олега Митволя, конфликт между Гаевым и Лужковым разразился летом 2010 года. Митволь тогда уточнил, что причиной могло стать то, что глава московского метро «почувствовал, что над Лужковым сгущаются тучи, и стал политически дрейфовать в сторону Кремля».
Пиком ссоры, по данным издания, стало торжественное открытие нового вестибюля станции метро «Маяковская» в апреле 2010 года, куда Гаев не пригласил ни Лужкова, ни его заместителя Петра Бирюкова. Это, в свою очередь, вызвало негодование тогдашнего мэра, и в начале июля на одном из заседаний правительства Лужков, критикуя работу метро, открыто заявил, что Гаев «занял пьедестал» и «его надо ссадить на землю».
А в ноябре прошлого года по просьбе уже нового мэра Сергея Собянина проверкой столичной подземки занялась Счетная палата. В начале февраля стали известны ее итоги: аудиторы выявили, в частности, что примерно шестая часть средств бюджетного финансирования метрополитена служила источником незаконного дохода для его бывшего руководства.
В выводах комиссии говорилось также, что цена самой дорогой станции метро — «Кожуховской», которая обошлась в 10 млрд рублей, — завышена примерно на 225%. То есть за эти деньги можно было бы построить еще две такие станции.
Вызвало вопросы у проверяющих и то, что изготовление билета с микрочипом на одну поездку обходится в более чем 10 рублей. «Если сам билет стоит 28 рублей, а 10 с лишним рублей стоит изготовление билета, то надо задуматься над некоторыми моментами», — выразил удивление председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских.
Кстати, эти билеты закупаются метрополитеном у компании, в совет директоров которой долгие годы входил бывший начальник Московского метрополитена. А его сын Владимир Гаев является гендиректором ее дочернего предприятия.
При этом дочь Гаева Анастасия, возглавляет созданную в 2009 году компанию «Анника групп», которая — единственная в Москве — владеет лицензией на производство и продажу сувенирной продукции с символикой метрополитена.
Не хозяйственные истории
Дмитрий Гаев управлял Московским метрополитеном более 15 лет — с 1995 года. За это время со столичной подземкой было связано немало скандалов. Одной из самых нашумевших историй метрополитена «гаевских времен» из «не хозяйственных» стала история с возвращением надписи в честь Иосифа Сталина из старого советского гимна на стене вестибюля отреставрированной станции «Курская» кольцевой ветки. Правозащитники и оппозиция тогда были возмущены этим решением, в частности, правозащитница Людмила Алексеева пообещала никогда больше не ездить через эту станцию.
Надпись «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил» была демонтирована еще в середине пятидесятых годов прошлого века, во время кампании по развенчанию культа личности вождя. Тогда из вестибюля «Курской» были убраны не только надписи, но и памятник вождю, располагавшийся в центральной нише. И вот, спустя долгие годы, фраза снова появилась после ремонта. При этом статую руководители метро почему-то решили не восстанавливать, объяснив это тем, что ее оригинал пропал.
«Станция «Курская» — это памятник архитектуры. Задача была воссоздать ее в первоначальном виде», — заявил тогда Дмитрий Гаев.
Карьера
Дмитрий Владимирович Гаев родился 21 октября 1951 года в Москве в семье потомственных железнодорожников. Он имеет три высших образования. Он окончил: Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) по специальности «инженер путей сообщения – электромеханик» в 1973 году, Московский институт управления, получив специальность «организатор управления на транспорте» — в 1986 году, Высшую партийную школу — в 1989 году.
Трудовую деятельность Дмитрий Гаев начал в 1973 году в депо «Москва-Сортировочная» Московской железной дороги помощником машиниста, позже он работал инженером, бригадиром электровозоремонтного цеха, мастером пункта технического осмотра, начальником производственно-технического отдела локомотивного депо.
В 1979 году Гаев был призван в армию и до 1981 года служил заместителем командира роты дорожно-комендантского батальона. После окончания службы — с сентября 1981 года по июль 1982 года работал старшим инженером Министерства путей сообщения,
занимался программами использования железной дороги в военных целях, ему было присвоено звание полковника запаса. В 1982 году Дмитрий Гаев перешел на работу в партийные органы, в которых проработал до 1990 года, вначале инструктором Сокольнического районного комитета КПСС, а в 1986 году — инструктором и консультантом в московском городском комитете КПСС, где курировал предприятия железнодорожного транспорта, в том числе метрополитен.
В 1990 году он был назначен первым заместителем начальника Московского метрополитена, и в этой должности работал до 1995 года. С июля по декабрь 1995 года был исполняющим обязанности руководителя ГУП «Московский метрополитен», а 28 декабря 1995 Гаева утвердили на посту руководителя столичной подземки.
В 2002 году Гаев был избран председателем Ассамблеи метрополитенов Международного союза общественного транспорта. В ноябре 2005 года он вошел в совет директоров телекоммуникационной компании «Ситроникс».
Дмитрий Гаев является академиком Российской и международной инженерной академии и членом совета федерального агентства железнодорожного транспорта, вице-президентом Международного союза общественного транспорта (МСОТ), почетным председателем Ассамблеи метрополитенов МСОТ, председателем Совета международной ассоциации метрополитенов.
Дмитрий Гаев — автор или соавтор ряда изобретений, применяемых в Московском метрополитене, в том числе способа возведения станции глубокого заложения, способа прокладки тоннеля, охладителя вентилируемого воздуха, вентиляционного киоска метрополитена, автомата для продажи билетов. Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV (2001) и III степени (2008), орденом Почета (1996), орденом Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского III степени (2006), медалями. Ему присвоены звания «Почетный железнодорожник» (в 1989 году) и «Почетный строитель» (в 1996 году).
Источник BFM.Ru
http://www.bfm.ru/articles/2011/03/24/pod-dmitrija-gaeva-podveli-ugolovnoe-delo.html