Сфера бизнес-подарков сегодня находится под самым пристальным вниманием практически всех корпораций, желающих поднять или поддержать свои рейтинги на должном уровне. Целые маркетинговые отделы занимаются мониторингом новых идей, причем, не только внутри собственной компании, но и (что тоже немаловажно) в лагере конкурентов. А всегда ли так было?.. И с чего, собственно, все начиналось?..
Современные корпоративные подарки ведут историю своего появления с середины девятнадцатого века. Считается, что именно тогда один, чрезвычайно предприимчивый, американский коммивояжер вместе со своей визиткой догадался вручить своему клиенту маленький бумажный календарик в подарок. Такова легенда. Хотя, по другим источникам, некоторые идеи, в которых фигурировали подарки для клиентов, посещали еще и Джорджа Вашингтона, в бытность его первым президентом Соединенных Штатов. Так или иначе, но конец девятнадцатого столетия ознаменовался для американского общества массовым появлением мелких рекламных сувениров, таких как папки, блокноты и ручки с логотипом различных компаний, товарооборот которых (вследствие таких действий) стал стремительно расти. Некоторые корпорации даже весьма успешно практиковали нанесение логотипа на тенты коммивояжерских фургонов и лошадиную упряжь. Это было очень разумным рекламным ходом, учитывая размеры площадей, посещаемых коммивояжерами.
Далее практика вручения корпоративных сувениров становится традицией успешного ведения бизнес-отношений не только на американском континенте, но и в европейском деловом мире. И постепенно корпоративные сувениры перестают быть знаком внимания исключительно по большим праздникам (например, в связи с наступлением Рождества), а также – более индивидуализируются. Ведь меняется и мотивация вручения подобных сувениров – от достаточно простенького пиара до движения в сторону предполагаемых в будущем грандиозных бизнес-проектов. Поэтому большинство компаний заказывают корпоративные подарки оптом и по индивидуальному образцу (с учетом личных вкусов своих VIP-партнеров). История же корпоративных подарков в странах бывшего Советского Союза вообще сравнительно молода, хотя и имеет довольно оптимистические тенденции к развитию. Ведь в советские времена, зачастую, даже вручение своему деловому партнеру более-менее приличной зажигалки с логотипом известной компании иногда могло трактоваться как получение взятки, что прямиком вело к уголовной ответственности обеих сторон.
Поэтому и практиковалось повсеместно лишь вручение поздравительных адресов и памятных значков (в некоторых случаях). Сегодня нас уже давно не удивляют сувениры для акций, полученные нами на различных презентациях или других корпоративных мероприятиях. Практически в каждом доме есть подобные подарки, мы часто пользуемся ими, даже не помня о том, какими путями они попали в наши руки, но зато хорошо помним логотип компании, позаботившейся о нас!..