СМИ, или Четвертая власть

14.06.2011 18:26 2

Средства массовой информации справедливо называют четвертой властью. По степени влияния на массовое сознание их воздействие переоценить трудно. Это поняли ещё в древнем Риме, когда сначала организовали рассылку «Ежедневных деяний римского народа» для знати и аристократии, а затем стали вывешивать информационные свитки в публичных местах для всеобщего обозрения и изучения.

И во все времена власть старалась контролировать, цензурировать и дозировать поток новостей, которые распространялись при помощи средств массовой информации. Первая в мире печатная газета, появившаяся в Китае, издавалась под эгидой императора, и хотя называлась «Столичный вестник», в основном помещала императорские указы и рассказывала о событиях придворной жизни. Способ её производства был очень трудоёмким и несовершенным – печать производилась с деревянных досок, на которых вырезались иероглифы, покрывались краской и делались оттиски. Технология более чем несовершенная, а по затратности, сравнимая по сложности, например, с производством, выпускающим запчасти Nissan Vanette или другие современные высокоточные изделия. Но «кто платит, тот и заказывает музыку», поэтому именно на казенные императорские деньги и возможно было организовать убыточное предприятие и, разумеется, большинство материалов носило ярко пропагандистский характер. Ни о какой независимости и свободе слова не могло быть и речи.

Время шло, менялись технологии, социальные, экономические и политические условия и формации. Средства массовой информации развивались и получали всё большую свободу, а термин «четвертая власть» приобрел статус социологической категории. Только «информирующая» функция дополнилась «формирующей» (общественное мнение) составляющей. И это оказалось ощутимой силой, при помощи которой можно было уничтожить конкурента, объявив, например, через подконтрольные издания, что при изготовлении автомобиля Toyota Corolla, запчасти производятся и устанавливаются с грубым нарушением технологических норм. А можно было внушить миллионам людей ценности, несопоставимые с человеческой моралью, и возвести их в ранг идеологической доктрины. Фашистская Германия и сталинский Советский Союз - тому яркие примеры. Оболваненные человеческие массы готовы были с энтузиазмом сжигать других людей в крематориях, доносить на близких и гноить их в лагерях. «Четвертая власть» оказалась падкой на деньги и гарантии спокойной жизни. К сожалению, положение вещей, если и меняется, то не радикально и не всегда в лучшую сторону. СМИ живут в основном за счёт рекламы и честно опубликованная информация типа «Kia Careens, запчасти для вашей машины по лучшей цене», приносит им неплохие дивиденды. Но очень часто, этого для журналистов оказывается мало, и они вступают в грязные политические игры на стороне одиозных фигур, полностью забывая о том, что изначальное их предназначение - донести до потребителя правду…

Следующая новость
Предыдущая новость

Ремонт квартиры: оклеивание стен стеклообоями Широкий выбор качественных строительных материалов по выгодным ценам Список доступных зеркал для непрерывного беттинга Виды и преимущества вилочных погрузчиков Настоящие сокровища в слоте «Gold Diggers»

Последние новости