Современные толстые российские журналы, так или иначе, в большинстве своем имеют советское прошлое. В то время они давали возможность высказаться молодым писателям, публиковали произведения балансировавшие на грани цензурных рамок того времени и зачастую становились трибуной для высказывания смелых идей. Произведения Булгакова и Аксенова, Рождественского и Евтушенко, Хейли и Кафки, Бёля и Фейтвангера, других классиков и современников, находили своего читателя благодаря им.
«Иностранка», как сокращенно называли журнал «Иностранная литература», позволяла по романам Хейли знакомиться с бытом и жизнью среднего класса Америки. С её страниц он рассказывал о буднях Детройта как громадного города-автоконцерна, как и какой ценой создавались новые автомобили, какие запчасти FORD, Chrysler и другие корпорации использовали в производстве своих машин, как развивалась между ними конкурентная борьба, по каким правилам (а точнее без правил) велись рекламные и информационные войны. Журнал показывал жизнь, не ведомую большинству граждан Советского Союза, приоткрывая слегка железный занавес.
«Октябрь» и «Дружба народов» публиковали романы, повести и рассказы Чингиза Айтматова, пронизанные очаровательной романтикой киргизских степей, наполненные запахами и звуками Средней Азии, с любовью и горечью описывающие нелегкую жизнь местных народов. Мало кому из обывателей удавалось реально побывать в окрестностях Байконура или среди огненных маков Иссык-Куля, но журналы позволяли им увидеть их глазами героев произведений Айтматова. Страницы тех изданий не были захламлены рекламой, которая навязчиво расхваливала автозапчасти SUZUKI, минеральную воду, зубную пасту или гигиенические тампоны. Они несли в дом подписчика живое слово, не стараясь украсить себя какими-либо яркими обёртками.
Более того, всё, что всплывает в памяти, лишь подтверждает скромность оформления журналов тех лет. «Новый мир» имел не раздражающую глаз темно-синюю обложку, а «Дружба народов» - более чем скромную серовато-коричневую. Бумага, на которой печатались материалы, была не самого лучшего качества, и потому любители хорошей литературы старались дополнительно переплетать несколько выпусков (в которых было опубликовано одно произведение), чтобы продлить им жизнь. К «аристократам» толстых журналов советской эпохи можно было отнести, пожалуй, «Иностранную литературу», он имел глянцевую обложку, но и она не украшалась красочным баннером с надписью типа «продажа запчастей NISSAN» или «горящие туры в Египет за полцены», а была оформлена фотографиями картин Дали или других художников.