Самая главная – информационно-коммуникативная. Она по праву считается и исходной. Именно с неё и берёт начало журналистика. Следующая функция – организаторская. Именно в её рамках СМИ и начали пониматься как некая «четвёртая власть». Ещё одна – идеологическая. Средства массовой информации ориентируют людей в современной действительности. При этом они оказывают серьёзное влияние – изменяют убеждения, взгляды, принципы. Огромное влияние на массы оказывают горячие линии с президентом и другими высокопоставленными лицами, которые частенько устраиваются в нашей стране (подключить телефон горячей линии проще простого, стоимость 8 800 не так уж высока). Велика роль прессы и в плане просвещения. Так как СМИ являются полноценным институтом общества, они принимают активное участие в пропаганде и насаждении культурных ценностей. Человек, который постоянно читает газеты и журналы, смотрит телевидение и слушает радио, повышает свой культурный уровень, всесторонне развивается. Не нужно забывать и о способностях прессы рекламировать и развлекать.
Некоторые исследователи журналистики выделяют только три группы функций. Первая – идеологическая. Под ней понимается интеграция людей в социальную действительность, а точнее – в политику. Это различного рода агитация на выборах, предвыборные кампании, заказные материалы. Не всегда СМИ действуют открыто. Иногда их идеологическое влияние носит скрытый характер. Вторая – культурная. В этом плане пресса участвует в развитии человека как личности. Сюда следует отнести телевизионные передачи, печатные издания, радиопрограммы развлекательного и образовательного характера. Наконец, третья группа – социальная. Она несколько схожа с предыдущей группой, только вот цель её – пробудить в человеке индивидуальность.
Идеологическая функция не всегда именовалась так. Раньше её принято было именовать пропагандистской. Однако с течением времени слово «пропаганда» приобрело негативное значение. Даже если произвести опрос по телефону, выяснится, что большинство людей связывают это понятие с отсутствием объективности. Однако как бы ни именовалась идеологическая роль, от этого её суть не меняется. Она по-прежнему связана с воздействием на массы. Её цель – закрепить в сознании определённый образ жизни, а также ценности духовно-нравственного порядка. Без осознания всего этого, без понимания важности средств массовой информации в жизни людей невозможно будет добиться успеха на информационном рынке. И это следует учитывать всем тем, кто пытается войти в массы с собственным изданием или телеканалом.