За последние десятилетия то, что когда-то считалось чем-то фантастическим и нереальным, прочно вошло в нашу жизнь, и даже создает определенные удобства. Как думаете, о чем идет речь? Это всё о роботах. Да, именно с их помощью вы получаете деньги в банкомате, заказанную еду, в некоторых странах роботы способны доставить человека в любое место, а чаще всего их можно встретить на крупных предприятиях, где они уже давно заменили человеческий труд.
А имеется также другая категория высокоинтеллектуальных роботов, о существовании которых мало кто догадывается. Такие роботы прочно поселились в вычислительных системах, где при помощи определенных приемов они используют для выполнения своих задач людей. Такие роботы-манипуляторы называют себя «информационными системами».
Что интересно, разрабатывают и создают эти машины сами люди, до конца не осознавая, что они делают. Как же узнать при общении с человеком, что он не является роботом? Делается это очень просто, в сервис под вывеской «ремонт компьютеров» можно не обращаться: если собеседник не способен самостоятельно принимать решения, то он не человек, а составляющая робота. Вскоре роботы не будут нуждаться в людях. Их заменят более долговечные и надежные компоненты. И ждать осталось совсем недолго.
Если вы мало что поняли из вышеуказанной статьи, не удивляйтесь и не расстраивайтесь. Сейчас будет приведён пример из жизни, и вы сразу поймете, о чем велась речь.
10 лет назад посчастливилось быть клиентом одного крупного банка. В этом банке был заведён счет себе и жене, а также пластиковые карточки нам обоим для осуществления оплаты и снятия денег в любой стране. Однажды, прогуливаясь по португальскому острову Мадейра, понадобилась определенная сумма. После установки карты в щель банкомата был набран неправильный код. Что же произошло дальше? Вышло сообщение о неправильно набранном пин-коде, и карточка безвозвратно ушла в недра банкомата. Несомненно, мы с были чрезвычайно удивлены. Ведь по правилам должно было даваться три попытки. Первое, что мы сделали для спасения карточки и денег, это обратились в местный банк. Сотрудники прониклись нашей ситуацией, посочувствовали, а в конце заявили, что ничем не могут помочь, т.к. карточку потребовал забрать банк моего родного города. В тот день я не стал звонить в Москву, понимая, что лишь потрачу крупную сумму денег на роуминг. К счастью, у нас еще имелась карточка жены.
Естественно, сразу по окончании поездки я отправился в офис своего банка. Сперва сотрудник не хотел мне верить, что после первой же попытки банкомат наглым образом «съел» мою карточку. Но я настаивал на прояснении ситуации, и клерку пришлось воспользоваться информационной системой. И как раз в этот момент этот человек превратился в манипулятор робота. Потому что, ознакомившись с системой, он мне сообщил, что я как раз таки три раза набрал неправильный пин-код своей карты. Первый раз это произошло 2 года назад, второй – полгода, и последний раз это произошло на Мадейре. Конечно, я удивился и спросил, для чего нужна такая процедура защиты? На это офисный работник мне ответил, что таковы правила банка в целях защиты от мошенников и злоумышленников. Я поразился нелогичности ситуации, и попытался призвать к разуму банкира, объяснив, что если бы 2 года назад у меня украли карточку, то я никоим образом не смог бы еще целых 2 года до недавнего времени совершать в ее помощью покупки и обналичивать денежные средства. Но человек-робот не хотел меня слушать. Вдобавок ко всему он заявил, что новая карточка стоит 25 долларов и потребуется 2 недели, чтобы получить ее. Конечно, я не стал платить 25 долларов и ждать полмесяца. Единственное, что я сделал – это закрыл навсегда все счета в этом банке.
Итак, что же все-таки произошло? Понятно, что ни один нормальный человек не принял бы такие меры, какие приняла система. Но нашелся один далеко не здравомыслящий человек, который решил, что все должно зависеть от системы. Даже сотрудник банка не может принимать какие-либо решения. Он лишь выполняет поручения системы. Поэтому он и есть робот.
Конечно, вы сейчас можете заявить, что за последние 10 лет много чего изменилось и теперь такая ситуация вряд ли возникла бы. К сожалению, вы ошибаетесь. Теперь происходит то же самое, притом роботы теперь стали повсюду благодаря развитию коммуникаций.
Опять же приведу очередной пример из своей жизни. Совсем недавно моя жена стараниями все тех же роботов потеряла сумму денег и время в одном крупном и известном банке. Ей требовалось произвести 2 простейшие операции. На осуществление первой у клерков ушло 3 часа. И за то время, пока они пытались совладать с системой, моя жена и потеряла определенное количество денег. Как это произошло, спросите вы? Очень просто. Для осуществления второй операции ей необходимо было произвести обмен валют. И пока выполнялась первая операция, обменный курс уменьшился в невыгодную для неё сторону. Жена дошла до заведующей филиала, но даже она ничего не смогла сделать, т.к. «не имеет полномочий».
Конечно, идея автоматизации многих сфер деятельности по-своему неплоха. В первую очередь сокращаются затраты на оплату труда работников, а также время выполнения действий. Но почему бы не осуществить обратное? Например, можно научить несколько умных людей выполнению сложных задач и предоставить им возможность обращаться за помощью к роботам лишь при необходимости. Возможно, такая система смогла бы достигнуть куда больших успехов?
Арам Пахчанян