Основные функции средств массовой информации – это распространение новостей и освещение важнейших событий. Но всякий издатель печатной продукции, кроме всего прочего, заметит, что помимо информационной функции, направленной на потребителя, газеты и журналы должны выполнять ещё и функцию генерирования прибыли. Действительно, если продукция не будет приносить деньги своему производителю, то вскоре весь бизнес себя изживёт. Всё это достаточно логично, но в этой связи возникает один важный вопрос: а как существуют такие газеты и журналы, которые распространяются бесплатно?
Издержек выпуска печатной продукции достаточно много. Во-первых, какие-то ресурсы придётся вложить непосредственно в создание ООО или фирмы в любой другой организационно-правовой форме, которая будет заниматься издательским делом. Во-вторых, для подготовки материалов придётся платить журналистам и писателям. В-третьих, немалые деньги уходят непосредственно на подготовку (корректировку, вёрстку и так далее) и на процесс печати. Если прибавить к этому ещё все издержки по распространению (разносу по домам или выкладыванию продукции на специальных стендах в каких-нибудь бизнес-центрах), то получается, затраты издательского дела весьма высоки.
Понятно, что все они окупаются в том случае, если журнал продаётся по высокой или хотя бы средней цене. При таком раскладе прибыль генерируется и всё оказывается на своих местах. Но вот как обстоят дела с печатью бесплатных газет? Тут нужно заметить, что все они выполняют несколько иную функцию, нежели простое информирование граждан и распространение новостей. Такие журналы презентуют товары или услуги. На их страницах размещаются тематические объявления. К примеру, рядом со статьёй, рассказывающей об изменении законодательства, будет размещено объявление, вроде «1С бухгалтерия: обучение, консалтинг, установка ПО» и окажется телефон конкретной организации. Таким образом, данная организация сможет выйти на целевую аудиторию и продать свои услуги. Естественно, что за размещение объявления издательство получит деньги, которые будут окупать издержки по печати тематической колонки.
Владельцы некоторых газет и журналов идут ещё дальше. Они просят представителей фирмы, подающей своё объявление, написать тематическую статью. В этом случае на размещение объявления предлагается скидка, а издатель экономит на оплате труда журналиста. Так, например, специалист по антикризисному управлению может описать в материале бесплатной газеты то, как происходит реорганизация ЗАО, и разместить рядом своё объявление. Такая схема будет взаимовыгодной.