Российский вендинговый бизнес, развиваясь в целом по тем же законам, что и в более развитых в этом отношении странах, все же имеет свои существенные особенности. Здесь стоит отметить влияние таких факторов, как довольно значительная диспропорция в доходах между различными регионами (особенно это касается двух столиц), а также более низкая платежеспособность населения по сравнению с западными государствами. В результате складывается ситуация, при которой торговые автоматы в центральных областях имеют намного более широкое распространение, чем на периферии. Помимо этой, в общем-то, достаточно логичной и легко объяснимой особенности, существует ещё один весьма интересный момент. Как ни странно, в России довольно слабо развит вторичный рынок кофейных автоматов. При этом низкая стоимость «б/у-шного» оборудования позволяет значительно быстрее «отбивать» вложенные средства. Тем не менее, в отличие от своих европейских коллег, российские операторы автоматической торговли предпочитают приобретать кофейные автоматы «с иголочки». Однозначно ответить, отчего отечественный вендинг бизнес не желает связываться с подержанным оборудованием, достаточно сложно. Возможно, здесь играет свою роль слабо развитая сервисная сеть производителей. Хотя, вероятно, основная причина всё же – чисто психологического характера.
Покупая современные торговые автоматы для продажи кофе, российские операторы, тем не менее, практически не уделяют внимания наиболее перспективным разработкам и направлениям. Это – ещё одна особенность, которая, на первый взгляд, вступает в некоторое противоречие с низким развитием вторичного рынка. Если сравнить со странами ЕС, Японией и США, то, к примеру, процент сенсорных торговых автоматов в России – намного ниже. Хотя это направление аппаратов весьма перспективно и позволяет более гибко подходить к ассортименту. К тому же машины, не имеющие «классических» клавиатур, более долговечны. Используемые сегодня умные кофейные автоматы обладают совершенно новыми свойствами – например, умением анализировать предполагаемые потребности клиента по его внешнему виду (пол, возраст и т.д.). В нашей же стране ситуация складывается в пользу недорогих, достаточно простых, но при этом – новых аппаратов. Разнообразные оригинальные кофе автоматы у нас практически не востребованы.
С другой стороны, в России особое значение может получить вопрос оснащения вендинговых автоматов. Речь идет о контрольно-кассовой аппаратуре. Её установка неминуемо приводит к удорожанию оборудования примерно на четверть. К тому же в таком случае придется обслуживать кофе автоматы ежедневно, что некоторым образом нивелирует преимущества от их использования. В общем, обязательное применение ККТ может существенно снизить рентабельность автоматического торгового оборудования. А это, в свою очередь, возможно, заставит операторов обратить внимание на бывшие в употреблении вендинг-машины. Напомним, что европейские кофейные автоматы зачастую приобретаются именно на вторичном рынке.