С 1 сентября 2011 года в 25 российских школах начался эксперимент по апробации использования в учебном процессе электронных учебников на базе электронных мобильных устройств (букридеров). Этот эксперимент проводится в рамках масштабного проекта по развитию электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения.
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся. В процессе обучения возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время, обрабатывая огромную информацию, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. При этом существенно меняется положение как ученика, так и учителя, по-иному строится их познавательная и обучающаяся деятельность.
Современный этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий.
При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося.
При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями. Развитие этой компетентности надо начинать во время обучения будущих педагогов в вузах.
В рамках нынешнего эксперимента были представлены букридеры — один из современных инструментов обучения, который может быть с равным успехом задействован и для изучения нового материала, и для самостоятельной работы учащихся. Такой учебник вмещает в себя весь учебный курс.
Еще одно устройство, проходящее апробацию, — нетбук-трансформер, который может использоваться и как планшетный компьютер. С его помощью учитель будет иметь возможность давать своим ученикам дополнительную информацию по теме урока, проводить опросы и тесты, задавать домашние задания, контролировать их выполнение, оценивать результаты и т. д.
Электронные учебники очень мобильны в плане пополнения и обновления контента, ведь их накопительные возможности ограничиваются только объемом карты памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию, делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять информацию в логические блоки. Кроме того, современные букридеры дают возможность использовать в учебном материале не только текст и иллюстрации, но и мультимедийный контент.
Однако главным, с точки зрения родителей и учителей, преимуществом электронных учебников перед традиционными аналогами является небольшой вес и компактные размеры. По их мнению, возможность избавить детей от необходимости ежедневно носить с собой тяжелые ранцы с полным комплектом бумажных книг — это неоспоримое достоинство электронных учебников.
В число претендентов, отобранных экспертами для участия в тендере по образовательной программе апробации интерактивных мультимедийных электронных учебников, вошли продукты компаний Plastic Logic совместно с госкорпорацией «РОСНАНО», «Азбука» (чей продукт PocketBook был опробован в Татарстане), а также «ЭКТАКО» (ее новинка – учебник с цветным дисплеем JetBook Color).
Одной из главных проблем использования мультимедийных устройств стала доступность и качество учебного материала. «Судя по всему, не все издательства были готовы закачать электронные версии учебников с соответствующим шрифтом и иллюстрациями к началу учебного года, – оценила старт эксперимента в своем регионе начальник управления перспективного развития образования и информационной работы департамента образования и науки Кемеровской области Юлия Лях. – Поставщики планшетов должны заключить договор с издательствами и уже после этого поместить их в память электронных учебников».
В то же время объективно к замене бумажных книг на электронные подталкивает ситуация отсутствия специализированных книжных магазинов в областных центрах, небольших городах, селах. Единственным выходом остается как раз покупка электронной книги, что многие давно и успешно делают.
Остается открытым вопрос о том, как влияют новые электронные устройства на здоровье детей. Возможно, что сейчас ридеры занимают некое промежуточное положение между учебниками, изданными на бумаге, и электронными. Они, по-видимому, менее вредны для зрения, чем электронные учебники. Положительный момент – их вес. Кроме того, макет учебника – размер страницы, шрифт, цветовые сочетания – очень влияет на функции памяти. Необходимо ещё проводить тщательные исследования в этом направлении.