Циркулирующие уже несколько недель на российском книжном рынке слухи о возможном поглощении издательством Эксмо другого крупного российского издателя – АСТ, были подтверждены заместителем руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимиром Григорьевым. По информации других источников, речь может идти о сделке стоимостью до 400 миллионов долларов, а объединенная компания сможет получить под свой контроль до 40-45% книжного рынка России.
Впрочем, как считают эксперты и наблюдатели, ничего хорошего для отечественного книгоиздательского бизнеса поглощение АСТ не даст. Совокупный тираж российских изданий с 2008 года упал на 20%, тогда как цена 1 усредненной книги в России выросла с 189 до 245 рублей. Монополизация издательского бизнеса, как опасаются наблюдатели, лишь усугубит эти проблемы. Так, Владимир Григорьев опасается распродажи книг со складов в случае возможного банкротства АСТ, что может вызвать кратковременный, но сильный кризис для отрасли. Литературный критик журнала «Итоги» Галина Юзефович согласна с ним, но более серьезные проблемы видит в стратегии Эксмо.
- Да и вообще судьба серьезной литературы в условиях монополии «Эксмо» может оказаться весьма печальной: это издательство всегда славилось своим прагматичным подходом, имиджевые проекты его не слишком интересуют. А это значит, что самые ценные с читательской точки зрения активы «АСТ» — издательство Corpus, выпускающее, пожалуй, все самое лучшее в сфере переводной прозы, а также редакция Елены Шубиной, публикующая самых ярких российских авторов, скорее всего либо прекратят свое существование, либо сильно сбавят обороты, - подчеркнула она.
Также эксперты отметили недобровольность такого «слияния» между Эксмо и АСТ, обратив внимание на совпадение возникновения претензий у налоговых органов к АСТ (на сумму до 190 миллионов долларов) и давлению на конкурента со стороны Эксмо. Наблюдатели из АПН отмечают схожесть методов Эксмо с известными рейдерскими захватами прошлых лет. В любом случае в проигрыше останется читатель, ведь монополизация любого рынка всегда ведет к повышению цен и снижению качества.