Исполнилось 50 лет со дня величайшего события в истории человечества: представитель Земли вышел за пределы своей планеты, и этим космическим первопроходцем стал советский человек Юрий Гагарин. Земляне занялись практическим освоением космоса, и сегодня эти грандиозные планы, по сути, превращаются в обыденную работу.
В городе Волжском с собственными космонавтами пока напряженка, и, наверное, поэтому в преддверии 12 апреля для бесед со школьниками стали иногда приглашать меня, исследователя аномальных явлений и уфолога, не считающего нужным скрывать свои взгляды на реалии окружающего мира. Человечество понемногу взрослеет, мы уже вышли в ближний космос, и в это сложное время неизбежно должна была возникнуть новая наука по изучению внеземных цивилизаций и определению места человечества в иерархии разумного космоса. Понятно, она и возникла. Уфология быстро распространилась во всем мире, необласканная и гонимая, как всё новое и неординарное, — стоит лишь вспомнить непростую историю земной науки.
Для меня замечательным фактом солидарности исследователей стало то, что отечественную уфологию на заре ее рождения поддержали представители советской космонавтики. Именно они, космонавты, посчитали необходимым защитить своим авторитетом слабый росточек нового научного направления. А ведь эти мужественные люди рисковали многим, и прежде всего своей уникальной карьерой.
Первым отважно подставил свое плечо Павел Попович — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Он побывал в космосе в 1962 и 1974 годах. В 1990 году Павел Романович возглавил Всесоюзную уфологическую ассоциацию, и мне, волжскому инженеру, волею судеб довелось участвовать в той первой учредительной конференции по созданию новой ассоциации. Потом я не один раз видел вблизи этого знаменитого и весьма обаятельного человека.
Космонавт в своей вступительной речи рассказал, что хотя на орбите Земли он ничего неординарного не видел, но с НЛО сталкивался, поэтому не сомневается в их реальности. Так, однажды в составе делегации он летел из Вашингтона в Москву, это было в 1978 году, и на высоте 10 200 метров многие пассажиры и экипаж самолета наблюдали яркий предмет, летящий параллельным курсом. Это был светящийся равносторонний треугольник. Их самолет летел со скоростью около 950 километров в час, а «треугольник» — более 1500. Он легко обогнал лайнер и исчез. Всё оставшееся время пассажиры только о нем и говорили. Но что это было, никто не понял. «Это явление ни с чем не сравнить», — вспоминал Попович.
Знали об НЛО многие космонавты и военные пилоты ВВС, которые по роду службы не раз сталкивались со странными аппаратами, появлявшимися чаще всего во время испытаний летной или ракетной техники, при запусках космических кораблей. Такие случаи были не единичными, разумность поведения НЛО поневоле заставляла думать о внеземных цивилизациях (ВЦ), сумевших построить такие удивительные аппараты. Выйдя в космос, земные испытатели и исследователи не могли не учитывать фактор ВЦ в своей деятельности.
- Я верю, что внеземная инопланетная жизнь есть, а раз верю — значит, встречу... — говорил в те годы Павел Попович.
Уфология и на самом деле близка к космонавтике. Только практическая космонавтика исследует ближний космос нашего трехмерного мира с извлечением пользы для человечества, а уфология распространяет свой интерес на иные размерности пространства и устремлена к вероятным контактам с иными разумными цивилизациями Вселенной. Впрочем, космонавтика тоже ведь не исключает встреч с внеземными силами. И, возможно, их уже встретили... на Луне. Однако то, что многие из этих тайн по-прежнему остаются тайнами, можно объяснить не столько бессилием науки, сколько всесилием политики. Любые факты присутствия «чужих» постоянно и упорно засекречиваются. Прорваться сквозь запреты осмеливаются немногие, да и то только после завершения служебной карьеры.
ПРИЗНАНИЯ ПОСЛЕ ПОЛЕТОВ
Нынешнее время характерно тем, что многие уже отслужившие российские космонавты и американские астронавты смелее начинают делать признания по поводу необычных ситуаций в космосе во время орбитальных полетов. Да, все они давали подписку о неразглашении, и от действующих космонавтов трудно дождаться откровений по поводу НЛО или аномальных явлений. Но с годами в прессу или в среду уфологов просачиваются некоторые впечатления от увиденного в космосе.
К примеру, два советских космонавта на заре первых полетов вокруг Земли в какой-то момент полета слышали шепот в ушах и могли разобрать слова о том, что «людям надо покинуть космос и никогда не возвращаться сюда». К командиру обращался якобы «его предок по материнской линии»: «Сынок, вы не должны быть здесь, возвращайся на Землю, не нарушай законов Творца... Сынок, ты должен вернуться, вернуться, вернуться...» Бортинженер слышал другой текст, но суть одна — покинуть космос. За время полета такой «шепот» возникал дважды. Ученые впоследствии назвали «шепот» более точным термином — эффект присутствия, и он действительно иногда преследует космонавтов. (Гагарин, например, слышал какую-то невнятную музыку). Впрочем, оба тогда не решились рассказать о странном явлении. Об этом позже поведали другие люди, другой экипаж.
Космонавт-исследователь Сергей Кричевский первым поднял вопрос о загадочном феномене, который назвали фантастическими сновидениями-состояниями. Они заключались в том, что космонавт неожиданно выходил из своего привычного человеческого образа и превращался в какое-то существо или животное! Об этом странном эффекте Сергею в приватной беседе поведали более опытные товарищи перед приближением срока его первого полета, чтобы предупредить о неожиданностях. Его коллега рассказал, что побывал в «шкуре» динозавра. Он чувствовал себя животным, перемещающимся по поверхности неведомой планеты, через овраги и завалы. Космонавт видел свои лапы, перепонки между пальцами, чешую, огромные когти... Кожей спины он чувствовал, как поднимаются роговые пластины на хребте, он слышал собственный пронзительный крик. Случалось, что космонавт ощущал, как, по его словам, «превращается в инопланетянина». Он вел дневник, но публиковать его категорически отказался.
Существует магнитофонная запись переговоров космонавтов Владимира Коваленка и Александра Иванченкова с борта «Салют-6» с Центром управления полетами, сделанная 17 июня 1978 года. Они рассказывали о наблюдении яркого объекта размером с теннисный мячик.
Во время полёта 5 мая 1981 года Коваленок увидел через иллюминатор объект в форме «дыни», впереди которого располагалось нечто в виде зонтика или веера. Затем тело стало сжиматься, приняло вид гантели, произошли два взрыва полусфер, клубок дыма — и всё исчезло. На борту станции на время повысилась радиация. Его напарник Виктор Савиных не успел вовремя подойти к иллюминатору и наблюдал только облачко дыма.
Владимир Коваленок со временем дослужился до генерал-полковника, руководил НИИ по авиатехнике, а сейчас возглавляет Военную академию им. Жуковского. Так что это люди вполне адекватные.
ПОМОЩЬ ИЗВНЕ
Лично меня поразил случай, о котором журналисту С. Демкину рассказал космонавт «Владимир». Он был бортинженером, а пилотировал корабль «Союз», как и полагается, командир. По непонятным причинам они никак не могли состыковаться со станцией «Салют», причем запас горючего был на исходе. Встал вопрос о возвращении с орбиты. Вдруг в голове «Владимира» раздался четкий голос: «Возьми управление на себя!» — и командир безропотно отдал управление кораблем. «Владимир», словно в трансе, послушно выполнял команды, возникавшие в его мозгу, и их «Союз» в конце концов состыковался с орбитальной станцией!
На Земле потом был жесткий «разбор полетов», однако оба космонавта так и не признались в нарушении инструкции и тем более не рассказали о «потусторонних» командах, спасших экспедицию. Они и сами не понимали, что это могло означать.
Не менее загадочная ситуация, связанная с «чужими» командами была в апреле 1975 года с экипажем космического корабля «Союз-18» полковником Василием Лазаревым и инженером ОКБ-1 имени С. П. Королёва Олегом Макаровым. Из-за аварии ракеты-носителя кабина корабля была отстрелена от ракеты на высоте 195 км и устремилась к Земле. При этом в радиосвязь с центром вклинивался неестественный голос, будто кто-то имитировал человеческую речь. Из-за радиопомех смысла команд они не разобрали. Лазарев и Макаров испытали огромные перегрузки, беспорядочное «кувыркание», потом был полет под куполом парашюта, и, наконец, они ощутили мощный толчок от удара корпуса о землю. Из центра управления им сообщили, что приземление произойдет в горах Алтая.
Согласно регламенту, кто-то из членов экипажа должен был нажать кнопку устройства, отстреливающего парашют от спускаемого аппарата, но какой-то внутренний голос настойчиво советовал им не трогать эту кнопку. Они открыли люк и выбрались наружу. От того, что космонавты увидели, им стало не по себе. Какая-то чудесная сила забросила купол парашюта за выступ скалы, поросший густым кустарником, и только благодаря тому, что купол надежно зацепился за него, натянувшиеся стропы удерживали спускаемый аппарат на крутом горном склоне. Несколькими метрами ниже склон обрывался глубокой пропастью.
Когда наступила ночь, космонавты разожгли костер. Вдруг в воздухе они услышали нарастающий свист и одновременно увидели на небе какой-то светящийся объект, зависший прямо над ними. Определить его форму, а также высоту над землей, космонавты не смогли. Они видели лишь яркое пятно, сверкавшее фиолетовым светом. Объект находился над ними с полминуты, а затем, словно убедившись, что все в порядке, исчез так же внезапно, как и появился.
- Я до сих пор уверен в том, что именно этот объект пытался установить с нами контакт, используя наш канал радиосвязи, — сказал Василий Лазарев в беседе с западногерманскими журналистами во время своего пребывания в Лондоне с частным визитом в 1996 году. И добавил: — Думаю, что только благодаря его вмешательству мы приземлились тогда целыми и невредимыми.
Когда журналисты спросили Лазарева, почему ни он, ни Макаров после возвращения на Байконур ничего не сказали об НЛО, он ответил, что в те времена, если летчики или космонавты докладывали, что видели в небе неизвестные объекты или какие-либо сверхъестественные явления, их отстраняли от дальнейших полетов.
В 1985 году, на 155-й день полета «Салюта-7», уже шесть человек — Л. Кизим, 0. Атьков, В. Соловьев, а также гости с корабля «Союз Т-12» С. Савицкая, И. Волк и В. Джанибеков увидели семь гигантских фигур, которые они, не сговариваясь, назвали «небесными ангелами». Лица существ легко различались, они радостно улыбались. Через 10 минут ангелы исчезли. После отчета космонавтов о происшествии всеми ими заинтересовалась наземная команда медиков. Тесты показали норму. На их отчет поставили гриф «секретно», убрали с глаз долой, а космонавтам посоветовали держать язык за зубами.
Однако в 2007 году телескоп «Хаббл» зафиксировал на орбите Земли появление семи ярких объектов. На фотографиях виднелись фигуры светящихся крылатых созданий. «Они были около 20 метров высотой, — рассказывал инженер проекта «хаббл» Джон Пратчерс. — Их крылья достигали в размахе длины крыльев современных аэробусов. Эти создания излучали сильное свечение. Нам показалось — они хотели, чтобы их сфотографировали».
Так наблюдения советских космонавтов нашли подтверждение через много лет.
Можно привести много фактов о необычных наблюдениях в космосе, но справедливости ради следует сказать, что некоторые космонавты ничего не видели вне Земли. Например, Сергей Крикалёв, рекордсмен пребывания в космосе, Геннадий Падалка, Георгий Гречко ничего странного на орбите не встречали. Но и они не считают, что разум существует только на планете Земля.
Своими наблюдениями космонавты помогают уфологам в исследованиях проявления разума вне Земли и в далеком космосе. Аркадий Вяткин