Для ровных асфальтовых дорог предназначены седаны, для бездорожья – внедорожники. Кроссоверы между ними – не седан, но и не джип.
Плюсы кроссовера знают все – это высокий дорожный просвет, полный привод, хороший обзор, кузов, в который можно загрузить много вещей, энергоемкость подвески, хороший внешний вид, престижность.
Но ведь ничего универсального и подходящего для множества задач в жизни не бывает. И кроссовер имеет существенные, но не всем очевидные недостатки.
Перечислю их:
1. Выше цена
Стоимость нового кроссовера среднего класса, например, Тойота РАВ4 или VW Тигуан, в средней комплектации на момент написания этой статьи - 1200 т.р.
Средний седан значительно дешевле – Королла или Джета стоят около 800 т.р.
За цену среднеразмерного кроссовера можно купить большой седан – Камри, Тиану, Пассат и пр.
С подержанными машинами соотношение такое же.
2. Хуже пассивная безопасность
Из-за бОльшего размера по длине кузова, седан более безопасен, чем кроссовер той же стоимости. Так, Камри больше РАВ4 по длине на 40 см, т.е. имеет больший запас на «сминание», а вес этих машин одинаков – 1500 кг. Пассат длиннее Тигуана на 35 см, вес также одинаков.
3. Хуже активная безопасность
Управляемость и устойчивость на дороге намного лучше у седана. Есть т.н. «лосиный тест», который показывает, насколько безопасно в экстренной ситуации можно объехать препятствие, например, выбежавшего из леса лося. По результатам множества тестов проведенных шведскими экспертами, джипы и кроссоверы неустойчивы при резких маневрах.
Так, Тойота Хайлюкс практически переворачивается при перестроении:
У кроссовера высокий центр тяжести и, соответственно, высокая склонность к опрокидыванию. На многих авто есть соответствующие наклейки –
На дороге с большим уклоном или при аварии с боковым ударом в вашу машину – кроссовер может опрокинуться на бок и даже перекувыркнуться через крышу; седан же просто сползет.
Еще одна составляющая активной безопасности – интенсивность разгона при обгонах – опять намного лучше у седанов. Это связано с тем, что коэффициент лобового сопротивления намного лучше у седанов, а мощность двигателей обычно одинаковая.
4. Выше эксплуатационные расходы
Бензин кроссовер потребляет больше на 2-5 литров.
Регулярное обслуживание кроссовера дороже.
Покрышки для кроссовера дороже. На полноприводных моделях, а таких у нас большинство, если на одной покрышке «вылезет шишка» или случится боковой порез, придется покупать четыре новых колеса – езда на разных или разноизношенных покрышках приводит к поломке трансмиссии.
5. Ниже плавность хода
Если сравнивать одинаковые по стоимости кроссовер и седан, например Камри и РАВ4, БМВ 5-й серии и Х3, Пассат и Тигуан - плавность хода у седанов намного выше. Сравнимую с седаном Камри плавность хода имеет кроссовер Хайлендер, но он дороже в 1,5 раза. Та же картина с другими марками.
6. Хуже динамика
Двигатели у среднего кроссовера и большого седана за сопоставимые деньги - одинаковые. Двигатель 2,5 литра придает Камри вполне приличную динамику 9 сек. до 100 км\ч. Тот же двигатель на РАВ4 (который при этом является самым мощным в линейке двигателей РАВ4) придает паркетнику динамику всего 11 секунд до 100км\ч.
Та же картина с другими марками.
7. Меньше места в салоне
Кроссовер среднего класса не может предоставить столько места в салоне, как большой седан. Крупным людям неудобно на втором ряду среднеразмерного кроссовера, тогда как в большом седане проблем нет.
8.Ниже акустический комфорт
«Шумность» у кроссовера всегда сильнее – резонирует большой салон, издают звуки вещи в багажнике.
9. Хуже микроклимат
Кроссовер долго прогревается зимой, долго охлаждается летом. Салон большой, большая площадь остекления, а теплотворная способность двигателя одинаковая с седаном.
Выводы:
Увлечение кроссоверами в Москве и на Юге РФ больше веяние моды, чем реальная необходимость. На большей части территории РФ кроссовер, конечно, является универсальной машиной, на которой можно спокойно ездить круглый год и не бояться "русских дорог".
Но многие производители адаптируют седаны к нашим условиям – увеличивают дорожный просвет до нормальных 160-170 мм (Камри 160 мм, а Тигуан всего 170 мм). Поэтому часто нет смысла отбрасывать седаны, хэтчбеки и универсалы при выборе и обдумывания покупки автомобиля.
Учитывайте, что покупая легковую машину за сопоставимые с кроссовером деньги, Вы получите НАМНОГО больше управляемости, плавности хода, комфорта, места в салоне, динамики, безопасности. А эксплуатационные расходы будут значительно ниже.