Судьба Анны Франк - еврейской девочки, прятавшейся от нацистов и, в конце концов, погибшей в концлагере, - известна всему миру. Теперь эта судьба стала основой компьютерной игры.
Анна сидит на кухне за учебниками. Ее мать готовит обед. На первый взгляд, ничего особенного в этой бытовой ситуации нет, если не знать о том, что еврейская семья Анны Франк, бежавшая из Германии от нацистов в Нидерланды, вынуждена прятаться от них и в Амстердаме, чтобы не оказаться в лагере смерти. Мать просит Анну принести мешок картошки из кладовки. Но девочка себя плохо чувствует. Вдруг она споткнется с тяжелым мешком и упадет? Не выдадут ли соседи семью нацистам, услышав шум? Но без картошки и есть-то толком нечего. Что делать? Такие решения приходится принимать тому, кто захочет поиграть в компьютерную игру "Анна Франк".
Трагическая судьба еврейской девочки, в конце концов, арестованной нацистами и погибшей в концлагере, - и компьютерная игра?! Наверное, многим это покажется возмутительным. Эту компьютерную игру геймдизайнер Кира Резари (Kira Resari) создал на основе знаменитого дневника Анны Франк и ее рисунков. Она начала вести дневник, рассказывая о жизни в тайном убежище, 12 июня 1942 года - в день своего 13-летия. Отец Анны - единственный из членов семьи, переживший Холокост, - опубликовал после войны ее записи. "Дневник Анны Франк" переведен сегодня на 55 языков мира, во многих странах учителя знакомят с ним школьников. Но компьютерная игра?!.
Интерактивный опыт
Однако Кира Резари не считает, что превращает трагедию девочки в развлекательную тривиальность. "Многие считают компьютерные игры не только развлечением. Ведь игры могут вызывать определенный душевный отклик, эмоциональную реакцию", - подчеркивает геймдизайнер. Чем компьютерные игры здесь хуже книг и кинофильмов? - задает Резари риторический вопрос.
Он предлагает играющим обратиться к интерактивному опыту осмысления истории: "Я хочу дать им возможность оказаться в той атмосфере, в которой жила Анна Франк. Я полностью отказался от акустических и видеоэффектов. Визуальный ряд – строгий и скупой. Атмосферу создает грустная музыка".
Принцип игры прост. Играющий может свободно передвигаться только в заднем флигеле дома номер 263 на амстердамской набережной Принсенграхт - там, где скрывалась семья Анны Франк. Время действия ограничиваются одним-единственным днем- 22 октября 1942 года. Кроме самой Анны, действуют ее сестра Маргот, родители и семья ван Пельс, которая пряталась от нацистов в том же убежище. Юзер сам может решать, чем будет заниматься Анна: сидеть за учебниками, помогать маме или вести дневник.
"Цель в том, - объясняет Кира Резари, - чтобы представить себе, каково это - жить ввосьмером в помещении площадью пятьдесят квадратных метров в страхе, что тебя могу обнаружить и депортировать в лагерь смерти. На первом плане здесь - отношения между людьми".
Кира Резари обучался геймдизайну в Мюнхенской высшей медиашколе. Проект компьютерной игры "Анна Франк" стал его дипломной работой. Разумеется, он читал знаменитый дневник, побывал в Амстердаме, в Доме-музее Анны Франк...
На своем интернет-сайте Дом-музей Анны Франк предлагает виртуальную экскурсию по убежищу на Принсенграхт 263, сопровождаемую комментариями с историческими фактами. Этого в компьютерной игре Резари нет. Здесь упор делается на чувственное восприятие, субъективный опыт. В этом заключена определенная опасность. Как бы то ни было, но Кира Резари считает, что будущим поколениям, кроме учебников по истории, необходимы и подобные компьютерные игры, чтобы интерес к прошлому не угасал.
Анна Франк