Мстерская миниатюра, вид традиционной русской миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся к началу 1930-х гг. в поселке Мстера на основе местного иконописного промысла.
Поселок Мстера, бывшая дореволюционная Богоявленская слобода, живой уголок Владимирской земли, уникален богатством развитых здесь издавна художественных промыслов: иконописного, вышивального, чеканного, лубочного. Основой для развития лаковой миниатюры послужили местные иконописные традиции, существовавшие здесь конца XVIII века.
После Октябрьской революции в поисках нового применения своего мастерства мстерские иконописцы, объединившись в 1923 г. в "Артель древнерусской живописи", обратились к росписи домашней утвари, мебели и игрушек. Вместе с этим мстерская лаковая миниатюра и вышла на уровень самостоятельного развития. Затем, по примеру художников Палеха, они позаимствовали технологию изготовления изделий из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино, где лаковой миниатюрой занимались еще с XVIII века. К 1930-м годам окончательно оформилась художественная артель "Пролетарское искусство", стараниями мастеров которой Мстера стала новым самобытным центром народного творчества. Основоположниками этого своеобразного искусства были талантливые мастера Н. П. Клыков, А. Ф. Котягин, Е. Е. Юрин, В. Н. Овчинников, И. Н. Морозов и другие художники.
Народный промысел лаковой живописи в селе Мстера (Владимирская область), также как и в Палехе, возник на базе искусства художников-иконописцев. В 1926 году возникла первая мастерская по производству шкатулок с лаковой миниатюрной росписью.
Мстерская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Темами для нее служат фольклор, история, современность. Композиция миниатюр условна (ярусность построения, разномасштабность фигур, объединение разновременных событий). Живопись отличается стилизацией в трактовке форм, ярким декоративным колоритом. Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль "русских палат". Это отличает мстерскую миниатюру от палехской, композиции которой написаны на черном фоне.
В 1960-1970-е гг. мстерское искусство переживает творческий подъем. Художники вновь с обостренным интересом обращаются к традициям древнерусской живописи. Используя фольклорные сюжеты, мастера создают не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, а самостоятельные композиции. Они чаще обращаются к героико-революционной тематике. По-новому (в единой композиции, а не отдельными клеймами) используется прием объединения нескольких эпизодов, более стилизованный пейзаж, живопись более плоскостна и декоративна.
Свыше 100 живописцев составляют творческое ядро современного объединения "Центр традиционной мстерской миниатюры". Художники нового поколения неизменно сохраняют верность традициям, проявляя при этом собственную творческую индивидуальность.
Характерная особенность Мстерской живописи - ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции.
Цветовая гамма Мстерской школы - голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная.
В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.
В тематике преобладают русские народные сказки, бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники. Действие в мстерских миниатюрах происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта, местного пейзажа.
При росписи шкатулок используются темперные краски.