О чём бы ни заходила речь — о выборе нового планшета, кинофильма, роддома или приличного отеля в Турции, — первая реакция — посмотреть, что пишут об этом в интернете. Похоже, с этой вредной привычкой давно пора завязывать.
Сегодня существует огромное количество фирм, предлагающих услуги seo, smm и прочих. Среди таких креативных и маркетинговых компаний есть известная группа Gazelle interactive. Эти люди знают, как развивать бизнес в интернете. Но современные блоггеры негодуют.
«Надо учитывать, что 70 % всех отзывов в любой отрасли написаны на заказ, — говорит Роман Усов, директор компании Kraftwork, которая специализируется на создании и продвижении сайтов. — И это только если не брать политику: политика (комментарии на политические темы в интернете. — Прим. ред.) — это заказуха в 95 % случаев».
«Платные отзывы есть на любой площадке, где есть возможность оставлять комментарий, — рассказывает Андрей Н., аккаунт-менеджер маркетингового агентства, который попросил не называть его фамилию и место работы. — Ты сама когда последний раз писала отзыв? Люди не пишут отзывы».
О мёртвых душах из Беларуси
Взрыв «неэтичного SMM» (Social Media Marketing) или «партизанского маркетинга» (Hidden Marketing), то есть заказных постов и комментариев, написанных от лица рядовых интернет-пользователей, связывают с экономическим кризисом 2008 года и с одновременным ростом русскоязычного сегмента Livejournal.com. (Все наверняка помнят историю с онлайн-магазином «Утконос», про который зимой 2007−2008 года вдруг одновременно стали писать популярные блогеры.)
«На заре SMM бой шёл не за качество, а за количество и желательно в кратчайшие сроки и за минимальный бюджет, — рассказывает Светлана Скобликова, директор по работе с клиентами агентства „Рыба тут“. — С критикой со стороны потребителей надо было как-то работать, и самое простое и бюджетное решение было такое: наплодить виртуалов, зарегистрировать их на форумах и отражать атаку. Вместо того чтобы принять критику к сведению и проработать обратную связь официально (от имени бренда или компании), проще было сделать вид, что среди потребителя майонеза есть не только те, кого мучает диарея, но и те, кому майонез дал бодрость и счастье».