Сотни раз в день эти слова набирают в поисковой строке Яндекса, Рамблера или Гугла совершенно разные люди. Это совсем не значит, что все эти люди хотят научиться петь, многие прекрасно поют сами, многие уже учатся. Такой запрос сделает и вокальный педагог, и родители ребенка, желающие найти преподавателя вокала для своего чада. Всех их объединяет одно – интерес к ОБУЧЕНИЮ ВОКАЛУ.
Обучение вокалу везде и всегда начинается с техники пения. Что бы ни говорили о вокале, как искусстве, так или иначе, любое искусство – это доведенное до совершенства ремесло. Обучение вокалу тоже начинается с техники, с ремесла. Да, не ради владения техническими навыками люди начинают петь, но когда понимают, что петь нужно УЧИТЬСЯ, что хороший вокал – это, в первую очередь, ТЕХНИЧЕСКИ ГРАМОТНЫЙ ВОКАЛ, тогда и только тогда можно говорить о серьезности намерений.
Этот сайт призван ответить на некоторые вопросы, возникающие у тех, кто желает научиться вокалу, кто уже учится (и учит), кто, получив при обучении неудачный опыт, не остановился, а продолжает искать верный путь, который приведет его к успеху, словом, у тех, кого интересует ОБУЧЕНИЕ ВОКАЛУ. К большому сожалению, в Рунете мало ресурсов на данную тематику, которые используют оригинальные тексты и идеи. Большей частью встречается перепечатка одной и той же информации от сайта к сайту. Здесь, на данных страницах, Вы не найдете ни одной не авторской статьи!
Добро пожаловать в Вокальную механику!
Я – практик. Вот уже более 30 лет я работаю с разновозрастными учениками (мне, правда, больше нравится слово «студенты») в области обучения технике вокала, постановки голоса и его развития. Я имею ввиду ИНДИВИДУАЛЬНУЮ работу, а не работу с ансамблем или хором, хотя по образованию я – дирижер хора, как и многие мои коллеги - вокальные педагоги и тренеры. На протяжении всего этого периода я наблюдаю и отмечаю что:
- тенденция в обучении вокалу такова, что либо учат петь методом показа «делай, как я», либо педагог занимается с учеником только репертуаром, считая, что голос при этом разовьется сам собой, без специальной работы над техникой. В результате у многих, кто занимается или даже закончил обучение, нет элементарных знаний о собственном голосе, его строении и потенциале;
- разговор о вокале, как правило, сводится к тому, КАК надо ПЕТЬ, а о том, КАК надо УЧИТЬСЯ ПЕТЬ мало кто говорит. Существует масса желающих научиться петь (как правило, современный популярный репертуар), но нет никакого представления о процессе обучения в целом (с чего начать и чем продолжить). Между тем, пение и обучение ему - это две разные вещи. Именно поэтому не каждый поющий может научить другого тому, что умеет сам. Процесс обучения вокалу связан с физиологией организма, а только потом с «главной» творческой и эмоциональной задачей певца, выполнение которой является «конечным продуктом». Без владения определенными техническими (физиологическими) навыками, певец не может решить свою главную задачу;
- многие вокалисты, особенно «самодеятельные», осознают, что для успеха необходимы и знания, и навыки владения собственным голосом, методом «копирования кумиров» их проблема не решается, но не представляют при этом, как же ее решить. Все советуют им обратиться к педагогу по вокалу, но по каким-то причинам они этого не делают;
- подавляющее большинство людей считает (вероятно, под влиянием догм традиционной вокальной школы), что САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОКАЛУ невозможно. Это не совсем так. Самостоятельное обучение вокалу просто значительно труднее, отсюда и возникает мнение о невозможности. Посудите сами, ведь нужно обладать многими знаниями, которыми владеет вокальный педагог! Вот без них действительно научиться самому нельзя. Часто, вместо изучения вопроса и занятий с голосом, время уходит на поиски «хорошего» педагога, а ведь «хороших» на всех желающих не хватит!