В 2011 году техосмотр отдали на откуп частным организациям, которых взял под контроль Российский союз автостраховщиков (РСА). На смену талону пришла диагностическая карта, а своеобразным «знаком качества» транспортного средства с тех пор стал полис ОСАГО.
Его перестали оформлять на автомобиль, который не прошёл техническую проверку. Казалось бы, эти изменения должны были решить многочисленные проблемы техосмотра. Отчасти сработало — мы больше не слышим жалобы на длинные очереди и коррупцию гаишников, у которых была монополия на эту обязательную процедуру. Но... Купить диагностическую карту, даже не показывая автомобиль, стало проще простого. Как следствие, многие вообще перестали проходить проверку. По стране развелись мифические пункты техосмотра, которые к реальной безопасности не имеют никакого отношения.
Тревожный звонок уже прозвенел. По статистике ГИБДД, за первые восемь месяцев 2014 года количество аварий из-за технически неисправных автомобилей на дорогах страны увеличилось на 38% по сравнению с прошлым годом.
Человеческий фактор
Раз техосмотр плохо работает, может, его и вовсе отменить? Но нет, сделать это мешает международное венское соглашение, которое подписала Россия. Значит, надо пытаться реанимировать систему. В РСА признают, что проблема продажи заполненных диагностических карт сразу вместе с полисами существует. И чтобы это прекратить, отмечают в союзе, от мошеннических схем должны отказаться сами автовладельцы. Смысл таков: нет желающих «пройти» техосмотр за дополнительную плату — нет и проблемы.
«Во-первых, необходимо максимально исключить человеческий фактор при проведении технического диагностирования. Во-вторых, и это, пожалуй, имеет первостепенное значение — изменить само отношение владельцев транспортных средств к техническому осмотру. Процедура не должна сводиться к тому, чтобы „отдать деньги“ и получить взамен некий документ (неважно — карту, талон) или запись в информационной системе. Основная задача техосмотра — гарантировать безопасность транспортного средства на дороге. Водитель должен быть сам заинтересован в том, чтобы его автомобиль честно прошёл проверку и был полностью исправен. Необходимо усилить пропаганду безопасности дорожного движения, повысить социальную ответственность владельца машины. Каждый водитель должен очень чётко понимать, что именно он, как владелец средства повышенной опасности, несёт ответственность за жизнь и здоровье своих пассажиров, а также других участников движения.