МОСКВА, 1 июня , Павел Гайков. Актриса Юлия Снигирь исполнила одну из главных ролей в новой экранизации романа Алексея Толстого Хождение по мукам, который исчерпается в эфир канала НТВ в ноябре к столетию революции. Проект возглавил один из опытнейших режиссеров Константин Худяков ( Кто заплатит за удачу?, Успех ), в ролях известные актеры: Анна Чиповская, Дмитрий Дюжев, Антон Шагин, Евгений Стычкин, Александр Яценко, Светлана Ходченкова, Андрей Мерзликин.
оказалось на съемочной площадке в Пятигорске, где дом-музей Лермонтова на время был превращен в самарский дом Булавиных. В саду круглый стол, самовар, старинная посуда. Герои спорят за чаем о судьбах родины и гибели достославной империи. По окончании смены Юлия Снигирь рассказывает, как начиналось ее знакомство с Толстым и чем хорошие сериалы, по ее мнению, отличаются от остальных.
— Юлия, в 90-е Алексея Толстого уже не было в школьной программе. Многие молодые зрители Хождение по мукам не читали и советские постановки не смотрели. А как вы познакомились с этим произведением?
— Я не могу сказать, что Алексей Толстой прошел мимо меня. В детстве я много разного читала, что под руку попадется , что найду дома или в городской библиотеке. Меня никто не направлял и не проверял. И все три тома Хождения по мукам я прочла в детстве. Сейчас, конечно, пришлось перечитать, оживить впечатления. А моим любимым произведением было Детство Никиты : я хорошо помню эту книгу, затертую, в голубой обложке. Не знаю, сколько раз я ее прочитала. Я воспринимала ее с какой-то особой детской остротой, как таинство, и мечтала жить так, как жил Никита:, чтобы у меня была такая семья, такой дом… Кто-то, может, и правда вычислит, что Толстой писатель времен советской пропаганды, но для меня это не так.
— Насколько современным вам кажется все то, что описано в романе?
— Мне кажется, очень современно. Общество сейчас тоже расколото, и юбилей революции хороший повод вспомнить Хождение по мукам.
Две предыдущие экранизации очень отличались друг от друга, и я думаю, что у нас будет тоже особенная, непохожая на другие. Не все любят, когда классику осовременивают, но надо помнить разницу: одно дело, когда у вас герои вдруг ни с того ни с сего начинают копировать современных граждан и говорить чё и вообще, и совсем другое когда мысли, вложенные автором, начинают звучать по-новому: актуально, злободневно.
— Как найти разумный баланс?
— В том, что касается эстетики, драматургии, мы остаемся верны первоисточнику: говорим тем же языком, я усердствую держать осанку, чтобы большого походить на девушек того медли. Но очень важно, чтобы ваш персонаж напоминал не куклу в костюме, а живого человека. После премьер-министры сериала Великая мне, например, иногда приходилось слышать пароли зрителей, которые не поверили Елизавете в исполнении Натальи Сурковой. А мне она, наоборот, понравилась больше всех, потому, что была очень живой! В ней жила какая-то особенная неправильность. Найти бытовую подробность, которая спровоцирует героиню, мне кажется, очень важным.
— В случае с Катей Булавиной вроде бы далеко ходить не надо. Вся ее жизнь сплошное неправильное.
— Абсолютно. Она же не захотела спокойно жить с мужем, который создал ей уютный мир, она сама присмотрела для себя хождение по мукам. Она не возвышенная натура, но очень хочет ей быть, поэтому, например, интересуется современным искусством. Ей нравится окружать себя талантливыми, творческими людьми. Она влюбляется сначала в модного поэта, потом в офицера Рощина, внутренние бросания которого она не понимает, но тянется к ним. Сейчас тоже есть много разнообразных дам и мужчин, какие пытаются окружить себя талантливым и прекрасным. Кто-то, например, вкладывает деньги в кино, которое очевидно никогда в жизни не заработает денег. Думаешь, зачем? Потому, что хочется чего-то особенного, неправильного. Хочется полета. И Катя стучу же.
— Место съемок — дом Лермонтова, аутентичные интерьеры. Насколько помогает вам во время съемок?
— Очень помогают. Оригинальные интерьеры это другая энергетика, с ними ты транслируешь в кадр иную информацию. Для меня это важно. Я очень чуткая. Когда я прихожу в музей, в Третьяковскую галерею, например, я не могу смотреть сразу много всего. Не потому, что лень и скучно, а потому, что устаешь, истощаешься такая мощная энергия идет от произведений. Наш педагог по изобразительному искусству в Щукинском училище говорила, что нужно приходить и целенаправленно смотреть заядлую картину, быстро пробегая остальные. Лучше отдохнуть и завтра прийти посмотреть другую.
— А вот с сериалами это не работает: их многие смотрят взахлеб, непочатыми сезонами. Как вам кажется, почему в наше переносное время, в эпоху клипового сознания, длинный формат вдруг стал так популярен?
— Сложный вопрос. Я тоже много думала: когда все с ума сошли по сериалам? Это и в Америке происходит, и у нас. Туда утекает качественнейшая драматургия, в большом кино почти ничего не осталось. Не помню, когда мне в последний раз предлагали прогноз полного метра с вразумительной историей, а не аттракционом и развлечением. Не мне рассуждать, почему так произошло. Может быть, психологи дешевее могут объяснить, почему посетитель хочет каждый день проживать с одними и теми же персонажами.
— Какие ваши любимые сериалы?
— Я люблю Родину, Карточный домик, Фарго, Твин Пикс хоть он и дико страшный. Это истории, рассказанные настоящим киноязыком. Еще я посмотрела полупроизводственную серию Деток Нигины Сайфуллаевой и проголосовала на КиноПоиске за. Есть много разных отзывов о нем, но можно сказать объективно: это рассказано киноязыком. У меня ни секунды не было ощущения, что это сериал в нашем классическом представлении. Если бы не приемы-крючки, бросающие интригу для следующих серий, можно было бы подумать, что ты смотришь кино.
Я терпеть не могу, когда в сериале весь сюжет рассказывается словами: я пошла туда, встретила ее, и она мне рассказала… Зачем ты мне это рассказываешь?! Снимите и покажите! Это же кино, не книга! Меня мучают диалоги в наших сценариях для меня это прямо беда. Я все время борюсь за четкость и немногословность. Вот в сценарии Хождения по мукам все фантастически написано. Я не меняю ни слова.
Выкинула как-то пушинку же, и тут же вернула обратно: не имею права, не буду. В этом сценарии каждая буква выверена. И особенное уважение вызывает то, что кинодраматурги отказались от фигуры рассказчика. Да, с Толстым это сложно, здесь много повествования. Но то, что все лаконично, это счастье.