Форум был приурочен к предстоящему 50-летию нашего города.
О целях и задачах всесоюзного пленума художников, темой которого было «Укрепление связи труда и искусства – великая реальность развитого социализма», в «МР» от 29 мая рассказал секретарь правления Союза художников СССР В. И. Володин, прибывший накануне в Магнитогорск:
− Мы будем говорить о создании новых произведений искусства, которые должны стать качественно выше прежних по своему содержанию, по тематическому диапазону, по эстетическому воздействию на зрителя. Сейчас перед всеми нами стоит большая задача: поднимать культурный уровень повсеместно – и в крупных промышленных центрах, и в сельских районах.
Секретарь Союза художников не впервые за последнее время посетил Магнитогорск, поэтому говорил он и о высоких духовных и эстетических устремлениях магнитогорцев, о работе учреждений культуры и творческих коллективов города. В. И. Володин пообещал, что правление Союза художников будет оказывать содействие формированию фондов строившейся в Магнитке картинной галереи, устанавливать тесные связи с предприятиями и учреждениями.
В рамках пленума, который открывался 31 мая, намечали интересные творческие встречи, открытие Всесоюзной художественной выставки, посвященной 50-летию города, на которой были представлены и листы, созданные в 1930-е годы на строительстве Магнитогорска.
Участие в выставке принимали художники Челябинской области и нашего города, а также выездная группа Союза художников СССР, работавшая в Магнитке в течение месяца – ее члены написали о своем магнитогорском опыте в «МР». Кроме того, горожане получили возможность увидеть работы ведущих советских художников С. В. Герасимова, А. А. Дейнеки, Ю. И. Пименова, Т. Т. Салахова и других.
На пленум прибыл заслуженный работник культуры РСФСР художник Ярослав Титов, работавший на Магнитострое в 1931 году, его воспоминания публиковала газета. В состав творческой бригады, объехавшей стройки Урала, вошли тогда также Е. Львов, Ф. Модоров, Д. Топорков, В. Хвостенко.
«С этюдниками мы вышли на «натуру». Не скрою, ошеломила грандиозность увиденного. Не знал, за что «уцепиться», − вспоминал Титов. – Модоров стал писать портреты ударников, Львов, Хвостенко и я рисовали пейзажи новостройки».
«Первый раз в жизни имею дело с натурой, которая растет на твоих глазах. Начнешь сегодня этюд какого-нибудь здания, а назавтра, смотришь, уже чуть ли не новый этаж вырос. Просто беда, никак не угонишься», − в шутку сетовал кто-то из членов бригады.
«К нам часто приходили прямо со смены строители, землекопы, работницы. Они рассказывали о своей жизни, о труде. Среди них, помнится, были бригадир комсомольской бригады доменного цеха Рублев, бригадир плотников Мазетов, бригадир бетонщиков Галиуллин, ударник Кузнецов – бригадир клепальщиков 1-й и 2-й домен. Мы рисовали, писали портреты, а передовые методы работы популяризировали агитплакатами.
Незаметно прошли три месяца. Кончилась командировка. А в сентябре 1931 года в Москве, на Кузнецком мосту, открылась выставка «Гиганты Урала», организованная «Всекохудожником». Экспонировалось 343 работы нашей бригады. Впоследствии выставка показывалась в Свердловске, Магнитогорске, Челябинске»,
− сообщал Ярослав Титов, к 50-летию Магнитки вспомнивший былое и написавший картину «Магнитогорск – первенец пятилеток». Спустя полвека многие из листов 1930-х, написанных на Урале, находились в различных музеях страны.
Вспоминали на страницах «МР» и имена художников Георгия Соловьева, Николая Авакумова − настоящих летописцев Магнитки. В 1929 и начале 1930-х в нашем городе работали также П. Соколов-Скаля, К. Корыгин, Б. Пророков, Антон Лавинский, Густав Клуцис, Михаил Платунов, чьи работы сохранили память о тех далеких годах.
«МР» в номерах от 30 и 31 мая, 1 и 2 июня писал также о пресс-конференции членов правления Союза художников, встречах с художниками в учреждениях образования и культуры и на предприятиях города и подписании договора о творческом содружестве между Магнитогорским металлургическим комбинатом и Союзом художников СССР.