Как стало известно Лайфу, аппарат правительства 26 мая отправил в Минприроды законопроект «Об ответственном обращении с животными».
Одновременно, как сообщалось, в Госдуме готовятся ко второму чтению этого законопроекта. При этом он был внесён в парламент ещё в 2010 году, а в первом чтении был принят в 2011 году.
В конце прошлого года президент Владимир Путин призвал Госдуму ускорить работу над законопроектом. Насколько это необходимо, показал в том числе скандал в Хабаровске, который потряс своей жестокостью всю страну. Молодые девушки издевались над животными и выкладывали фото и видео с окровавленными котами и собаками в Сеть. Общественность требовала наказать молодых садисток — пока они продолжают находиться под арестом.
Законопроект очень объёмный, в нём говорится и о служебных собаках, и о цирковых животных, и о лабораторных. При этом многие положения закона касаются обычных домашних питомцев. После принятия закона владельцам собак и кошек придётся с этим считаться.
Интересно, что в первой версии законопроекта, как сообщалось, приводился перечень потенциально опасных пород собак. В него вошли американский питбультерьер, южноафриканский бурбуль, карельская медвежья собака, анатолийский карабаш, американский стаффордширский терьер, кавказская овчарка, алабай и метисы указанных пород.
В нынешней версии перечня нет, но сказано, что его установит правительство. Осталось определение таких пород — они представляют «потенциальную опасность для жизни и здоровья человека».
При этом зоозащитники считают, что опасных пород не существует.
— Этот довод просто ненаучный, — говорит председатель Альянса защитников животных Юрий Корецких. — Любая собака может быть потенциально опасной. Этот пункт требует тщательной проработки. Как будет собираться информация об опасности? Кстати, боятся обычно собак крупных пород, например немецких овчарок. А вот по статистике укусов чаще нападают как раз мелкие породы — таксы и прочие.
Ранее президент Союза кинологических организаций России Владимир Уражевский отметил, что «потенциально опасных пород собак нет и не может быть — есть потенциально опасные владельцы». По его словам, «любая собака становится потенциально опасной, когда попадает в руки неблагополучных владельцев».
В сообщениях СМИ о нападениях собак встречаются разные породы. К примеру, недавно сообщалось, что на детей напала служебная овчарка Минтранса. В Кузнецке на четырёхлетнего ребёнка напал (предположительно) ротвейлер. Также ротвейлер напал на прохожих в Воронеже. Во Владивостоке две бойцовские собаки набросились на пожилую женщину с таксой.
Очевидно, что даже если мелкие породы и нападают на людей чаще, последствия всё же не такие серьёзные, как при нападении крупных собак (в том числе поэтому чихуа-хуа гораздо реже появляются в сводках новостей, чем овчарки или алабаи).
Собак, которые попадут в список потенциально опасных, нельзя будет выводить на улицу без поводка и намордника. Также в законопроекте прописано, что при выгуле любой собаки нужно убирать за ней экскременты.
Ещё одно положение законопроекта, которое коснётся собаководов: при выгуле нужно «обеспечить наличие на животном информации, содержащей контактные данные владельца (на ошейнике, уздечке и прочих заметных местах)». По словам заядлых собачников, многие уже давно делают это по собственному желанию.
— У меня лабрадор. Когда он был щенком, мы гуляли в парке, и в какой-то момент я заметила, что моего Роджера пытаются схватить какие-то люди, — рассказывает москвичка Ольга. — Потом соседи рассказали, что это была служба по отлову бездомных животных. Тех, кого поймали, потом усыпляли! С тех пор я всегда цепляю на ошейник специальный жетончик, где указано имя собаки, моё имя и номер телефона, чтобы было понятно, что пёс не беспризорный.
Также в законопроекте говорится о возможном отъёме животного у владельца. Если тот жестоко обращается с питомцем или не лечит его, его право собственности может быть ограничено. При этом питомца забирают в приют или передают на временное содержание другим людям. По решению суда владелец может быть лишён своего питомца и навсегда (если он был привлечён «к уголовной или административной ответственности за жестокое обращение с животным»).