МОСКВА, 17 июн , Виктория Сальникова. 17 июня 1970 года 47 лет назад появилось нечто изменившее историю фотографии. Американский ученый-оптик Эдвин Лэнд застолбил первый в мире полностью автоматический фотоаппарат Polaroid SX-70. Фотография стала доступна каждому.
Несмотря на серьезный кризис, камеры мгновенной печати отстояли свое право на существование в цифровой эпохе. Мы узнали у фотографов, почему они до сих пор снимают на Polaroid и в чем ему уступает цифровая фотография.
История вопроса
В Россию камеры Polaroid прикомандируй в 1990-е годы и сразу начали пользоваться большим спросом. Фотоаппараты были во многих семьях, а кассеты для них продавались в обычных ларьках. В стране открылось собственное производство Polaroid Supercolor 635 CL и Polaroid 636 Closeup производились на московском предприятии Светозор по американской лицензии.
К началу нулевых Polaroid вытеснили с рынка неприметные цифровые фотоаппараты. Кассеты, без которых камеры не работали, достать стало сложнее, а потом и вовсе мудрёного.
Несколько лет назад мгновенная фотография в России начала переживать вторую волну популярности.
Владимир Яроцкий, фотограф
Появление на рынке Polaroid обеспечило большой рывок в любительской фотографии. Во-первых, до него камеры были с ручными настройками, для работы с ними нужно было обладать хотя бы минимальными знаниями о том, что такое часть и диафрагма. Во-вторых, процесс ускорился время на проявку и печать пленки больше не требовалось. Первую полностью автоматическую камеру Polaroid SX-70 открыли производить в 1972 году.
Если рассматривать Polaroid с точки чувства искусства, то это тоже определенный рывок. Камера организовывала единичный отпечаток. Это сдельный продукт. Полностью искусство. Энди Уорхол и Роберт Мэпплторп делали снимки на Polaroid. Многие профессиональные фотографы того времени, особенно студийные, первый технический кадр делали на Polaroid, чтобы понять, правильно ли поставлен свет в студии. И кто-то после признавался, что эти технологические кадры оказывались одними из лучших.
Говорить о том, что Polaroid куда-то исчезал, не совсем верно. В нашем понимании те же Fujifilm Instax появились только недавно, хотя в Японии они очень давно продаются. То есть в глобальном проке этот тип фотографии никуда не исчезал.
Люди любят артефакты. В современной цифровой эпохе им не хватает писем, созданных вручную, чего-то такого, что оставило бы осязаемое свидетельство момента. Именно по этой причине мы до сих пор пользуемся Polaroid.
Сейчас
Варя Кожевникова, фотограф
Фотография это удобный для меня способ исследования жизни. Поэтому и темы такие: что вижу, то пою. Ежедневно я пользуюсь разной техникой. Люблю компактные камеры, цифровые и пленочные. Люблю Polaroid и старого поколения, и нового. И камеру телефона, хоть она и еле дышит, тоже люблю. Цифра это скорость. Пленка это процесс. Polaroid это готовый отпечаток. Вот так примерно выбираю, когда рассчитываю на съемку. Фотоаппарат это инструмент. Делать культ из этого инструмента задача маркетологов. Дело не в камере, не в ее цене, не в ее умениях. Все зависит от контекста фотографии, от ее содержания под это выбирается способ выражения.
Цифровые и пленочные фотографии я печатаю малого, потому, что ленюсь, да и дорого это. Когда я снимаю на Polaroid, то прохожу все периоде съемки: увидела, откадрировала, нажала на спуск и получила готовую фотографию. Ее можно потрогать, вклеить в альбом, подарить. Так с этими отпечатками и поступаю. Еще один пункт про полароиды это цветовые оттенка. На холоде отпечатки обнаруживаются с синим оттенком. В тепле, когда солнечно, Polaroid дает более естественную цветопередачу, без синевы. В инструкции к кассетам есть точные определения тепла и холода. Не пробовала, но знаю, что есть дуахромные кассеты черно-желтая, черно-красная, черно-розовая цветопередача. Такой вот простор для творчества, если вы хотите что-то произнести с помощью цвета.
Мне нравится снимать на Polaroid сокровенные, личные моменты из моей жизни. Когда свет проходит через листву за моим окном и падает на стол или на пол, и в этом свете приключается что-то важное для меня, это повод сотворить снимок на Polaroid. По цветам получается нежно, как и хотелось. Когда улетаю из города в путешествие, это тоже повод снимать на Polaroid, потом эти картинки легко сложить в воспоминания. Они ни где-то на компьютере, они рядом висят на холодильнике. На последний день создавания мне подарили современный Polaroid, для него кассеты стоят дешевле, поэтому им я пользуюсь практически каждый день. И с помощью этих фотографий веду свой дневник: в тетрадь вклеиваю карточку и записываю, как полагается, дорогой календарь, сегодня такое было.
Алексей Белов, фотограф
Я работаю с полароидными материалами, а также с другими материалами для мгновенной фотографии, более 15 лет. Безусловно, в этом действе уписывать нечто магическое: изображение на твердом носителе появляется спустя несколько минут после того, как сделан кадр.
Полароидные материалы во многом уникальны. Например, они позволяют на некоторых материалах получать сразу и позитивное изображение, и негатив для последующей печати. Или дают достижимость нетрадиционного использования: перенос смеси и изображения, очень заманчивый цвет на разделяемых материалах и так далее.
Я как раз часто использую нетрадиционные техники. Например, Polaroid emulsion lift. Эмульсия со снимка отмачивается и переносится на другую поверхность, обычно акварельную бумагу, по принципу переводной картинки. Можно сносить изображение с нескольких карточек на одну поверхность – пожинается коллаж.
Есть еще техника Polaroid image transfer. После съемки на разделяемые полароидные материалы негативная часть плотно прикатывается к другой поверхности. В результате можно получить изображения, напоминающие акварельные рисунки.
На некоторых интегральных полароидных материалах можно слегка подавать эмульсию в течение некоторого медли после съемки, тогда окажется интересный живописный эффект.
Ну а в связи с относительной дороговизной материалов в последнее время практически исключается возможность произвольных кадров. В некотором роде это приводит к утрате естественности изображения, но, с другой стороны, почти каждый кадр – результат работы автора. Это чувствуется почти в каждом снимке.