Представлять ее правильного едва ли. Много ли сегодня поэтов, вышедших из Рунета, что собирают палаты?.
Уже несколько лет в зеркале одноименного киносмотра Международного фестиваля наименования Андрея Тарковского отображается то живое поэтическое слово, что выхватывает для его публики своим острым зрением, отзывчивым слухом и иными локаторами популярная поэтесса. В этом году она провела в Иванове и Плесе три поэтических вечера. Первым стал сеанс Короткого метра, на котором по приглашению Веры выступил дуэт Аигел казанской поэтессы-певицы Айгель Гайсиной и петербургского электронного музыканта Ильи Барамии…
- Вера, это было мощно! Такая харизма, такой вокал, такая оригинальная подача текста…
Спрос на поэзию гораздо выше высказывания
- Оба вечера в Иванове и Короткий метр, и Polozkova Unplugged прошли при аншлагах. А кто-то, знаю, и в Плес на ваш Словесный поединок с Айгель курсировал. Ивановская публика явно оспаривает популярные стенания на тему поэзия сегодня никому не нужна. И, наверное, ваши выступления в других городах тоже свидетельствуют об обратном?
— Когда я слушаю, что стихи никому не нужны, понимаю, что человек вообще не занимался освоением вопроса, потому, что интерес к слову написанному, слышащемуся, в последнее десятилетие этот огромный, что спрос могучего превышает предложение. Поэзия правильная! Разная полноценная, объемная… Нужны мудрым, в которых слышны темпераменты, в которых проявляется оживленная, шершавая, неровная новина языка.
- Но взойти к живому слушателю все-таки непросто…
— Это коммуникационная проблема не все это умеют. И свою роль я вижу не в том, чтобы наращивать собственный медиа-вес, а чтобы представлять людей с тем, что называется современным поэтическим голосом. Такие есть авторы удивительные! Я-то про них знаю, потому, что нахожусь внутри объединения, но мне хочется, что о них знали не только триста их подписчиков. Я хочу, чтобы их книги лежали на прилавках лабазов, чтобы о них говорили в прессе.
- Какой путь для поэта сейчас самый быстрый к сердцу читателя?
— Правду говорить. Сейчас недостаток правды правды эмоций, правды социальной такой сильный, что голод по ней огромен.
- А технически? Сегодня обожают вспоминать 60-70-е, когда лироэпические вечера проходили при переполненных залах…
- Но вы сами весьма успешно выступаете перед публикой! Вам предпочтительнее, чтобы вас читали или слушали?
— Мне без разницы. Я знаю посетителей, которые никогда не придут на мои выступления, но у которых есть в библиотеке мои книжки. Они не воспринимают на слух для них такой контакт невыносим. Для этого надо иметь определенную смелость: оказаться один на один с человеком, который читает тебе со сцены свои стихи. Очень профессиональный опыт, но с посетителями, которые рискуют и приходят, происходит какая-то метаморфоза искреннего в зале. Я это вижу, и это неоценимого.
- Мне кажется, вам этот контакт вообще нравится…
— Но вы догадываетесь, что это не легко и просто. Поэтому у меня выступлений не двести в год. Для меня это каждый раз большой шаг и серьезный опыт, и я стараюсь с этим не перебирать. Иначе можно очень быстро отгреметь, если поставить авторские вечера на поток. И все же это необходимо мне, потому, что тогда я постигаю, что делаю все не напрасно.
Все веточки внутри
- А отклик из интернета, социальную сетей важен для вас? Вы читаете сотни комментариев к своим публикациям?
— Я стараюсь как-то гигиенично к себе относиться, поскольку я 16 лет в сети, и те миллионы комментариев, что я за это время почитала, развили во мне желание немножко себя поберечь, потому, что эти вещи по-настоящему ядовитым. Мне хочется жить, а не переваривать это бесконечно. Поэтому у меня только для друзей открыты комментарии. Но время от времени, конечно, читаю. В интернете обратная связь моментальная тебе сразу напишут все, что о тебе переживают, от плюса до минуса.
- Токсичны, видимо, и критика, и хвала…
— Это все из одного котла. Любые крайние проявления токсичны. Неприкрытая лесть осуществляет тебя дураком. Возникают анекдотические ситуации, о которых Макаревич рассказывал: Андрей, мы любим только вас, только вас и Славочку Добрынина. А фраза толстомясая злая… делает тебя очень грустным посетителем. Здравого во всем этом очень мало. Да и вся эта смертная любовь далеко не благо.
- А веточку вдохновения случалось из этого вытянуть?
— Нет. Веточку вдохновения можно вытянуть ровно тогда, когда длительное время ты не знаешь ничего. Допустим, в Индии сидишь, у тебя нет сети, ты нигде не отсвечиваешь и умудряешься к себе вернуться. К сожалению или к счастью, в основном, все веточки внутри находятся.
- Как часто вы сидите в Индии ? (Прим. У поэтессы есть пополняемый Индийский цикл ).
— Каждый год. Да у меня такая жизнь она не делится на работу и отдых в чистом виде. Фестиваль можно окрестить работой в чистом виде? Нет, это кайф! Конечно, ты выступаешь, за что-то отвечаешь, но тут и восторг, потому, что ты привез талантливых посетителей, и это находит отклик у публики. То же самое и с текстами: пока ты их пишешь, и они получаются, это благословение. Просто их можно в разных местах писать, и я стараюсь пользоваться этот возможностью: пишу их в Венеции, в Индии, в Испании везде, где у меня бывает ощущение, что я прикасаюсь к миру, каким его Бог задумывал, и еще не успели испортить люди.
Беседу вела Карина Ивашко