МОСКВА, 28 июня Новые раскопки на знаменитом стойбище Гёбекли-Тепе показали, что обыватели Турции каменного века поклонялись черепкам умерших людей, которые они покрывали абстрактными узорами и линиями, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.
Люди времен стадия, жившие на юге Анатолии и Леванта, уделяли особое внимание черепам людей, сохраняли их в особых местах и украшали их мягкими тканями и красками. Недавно подобные черепка были найдены в Гёбекли-Тепе, и их роль и функция оставались предметом споров среди ученых, пишет Юлия Грески (Julia Gresky) из Археологического института Германии в Берлине.
Гёбекли-Тепе, а также несколько других стоянок древних людей на территории Анатолии, таких как Чатал-Гуюк и Тепеджик-Чифтлик, сегодня считаются одними из самых древних следов существования первых зачатков культуры, религии и культуры на Земле. Раскопки, которые ученые проводят здесь с 1960 годов, помогли раскрыть многие детали того, как возникло земледелие, первые города и искусство, и показали, что государства и вертикали власти еще не существовало примерно 8-9 тысяч лет назад.
Грески и ее коллеги нашли первые конкретные свидетельства того, что постояльцы Гёбекли-Тепе, а возможно и других неолитических поселений в Турции, действительно поклонялись черепам покойников и особым образом обрабатывали и украшали их узорами после отделения от тела.
К подобным выводам ученые нашли, изучая осколки трех черепов, найденных в одних из самых глубоких слоев отложений в Гёбекли-Тепе в двух противоположных капутах стойбища. Примерно десятая часть этих осколков, как обнаружила команда Грески, несет на себе следы порезов, которые не встречаются ни на одном другом черепе из Анатолии, Леванта или других конкурентов на роль колыбели цивилизации. Люди начали преображать могилы цветами уже 13, 7 тысячи лет назад
Ученые просветили эти отрывки при помощи трехмерного сканера и использовали их виртуальные копии для восстановления этих черепов. Далеко не все осколки удалось наладить, но их все равно хватило для обнаружения того, что царапины появились на каждой черепной коробке далеко не случайно, а были выточены на ней после смерти ее владетеля.
Большая часть этих узоров представляла собой примитивный набор дыр, а также вертикальных линий, вычерченных через середину лба человека, а также через ту точку, где были расположены уши или затылок. Небольшое число из них было объединено в более сложный рисунок, схожий на дерево. Все эти линии, судя по форме их канавок, были наношенным на поверхность черепа при помощи нескольких последовательных ударов каменными орудиями труда.
Форма этих линий, к тому же, указывает на то, что они бывальщины начерчены фактически сразу после смерти обладателей, до того, как кости потеряли свою эластичность. Все это, вкупе с тем, что черепка были очищены от плоти перед этой процедурой, говорит о ритуальном характере нанесения подобных графический рисунков на черепа из Гёбекли-Тепе, что однозначно свидетельствует о наличии в неолитической Турции своих вариант поклонения черепам, отличающихся от тех, которые существовали в Леванте.
Наличие подобного культа в разных точках древнего мира, где гипотетического могла зародиться цивилизация, заявляет о том, как считают ученые, что древние специалисты могли поклоняться не только безобидным силам природы, но и черепам, которые могли символизировать как их предков, так и какие-то иные сверхъестественные остроты.
Julia Gresky, Juliane Haelm, DAI. Черепа из Гебекли-Тепе с ритуальными рисунками (серым подмеченным те фрагменты черепов, которые удалось найти ученым)