В июле 1936 года в Советском Союзе громили лженауку и отмечали День Конституции.
В номере «МР» от 8 июля были опубликованы постановление Центрального комитета ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», передовая статья газеты «Правда» «Разоблачение педологической лженауки» и репортаж с парада физкультурников.
Педология как направление педагогики объединяла подходы различных наук – медицины, биологии, психологии к методике развития ребенка. Пик развития педологии в СССР пришелся на 1920-е годы, что выражалось в основном в активном внедрении психологического тестирования в школах. Однако формальный подход нередко приводил к тому, что детей необоснованно направляли на обучение в спецшколы и спецклассы для «дефективных учащихся».
В итоге педологическая практика потеряла всякую политкорректность: в разряд умственно отсталых, психоневротиков и «трудных» гораздо чаще попадали дети передового класса − рабочих и крестьян, нежели отпрыски «гнилой интеллигенции», священников и бывших белогвардейцев.
«Эти «обследования» имели своей целью доказать, якобы с «научной», «биосоциальной» точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды», − гласило постановление ЦК. Жесткой критике была подвергнута работа спецшкол, часто усугублявшая, а не исправлявшая детские «дефекты». «Такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей доказать особую одаренность и особые права на существование эксплоататорских классов и «высших рас», − клеймил ЦК ВКП(б) «лженауку».
«Педологические невежды имели большое влияние и в дошкольных учреждениях, − свидетельствовала передовица «Правды». – В печати уже года два тому назад подверглись осмеянию требования педологов от дошкольников и даже от младенцев ясельного возраста «классовых установок» и политической сознательности».
Итогом постановления ЦК стал запрет педологии и тестов, и также репрессии в отношении более трехсот ученых, наркомов просвещения Союза, союзных республик, их заместителей, начальников и сотрудников отделов. А о педологии ученые спорят по сей день…
На той же полосе «МР» давал репортаж о параде физкультурников на Красной площади, проходившем в честь Дня Конституции СССР 6 июля. Парад принимал Сталин.
«С натянутыми тетивами луков проходят юные стрелки, высоко поднимают ракетки теннисисты, с увлечением играют на ходу волейболисты, − описывала действо публикация. − Макеты фруктов и зверей несут юные натуралисты. Мимо трибун пробегают дети, играющие в лошадки. В воздух поднимаются сотни разноцветных шаров и голубей. Стройно проезжают через площадь дети-велосипедисты и малыши на педальных автомобилях».
Дальше шли студенты и представители спортобществ. Они состязались в оформлении своих колонн. Одни несли огромное письмо товарищу Сталину, другие ехали, замерев на вышках и трамплинах, третьи выполняли акробатические этюды, упражнения на брусьях, синхронно приседали на ходу, прыгали и жонглировали. Девушки-гребцы «проплывали» мимо трибун, финансово-банковские работники декорировали свою платформу макетами облигаций нового займа. На одной из платформ ехал бассейн, в котором «оживленно ныряли и плавали пловцы», на импровизированных рингах бились десятки боксеров. «Жаркий июльский день – и не забыты все виды зимнего спорта, − радовался автор репортажа. – По брусчатке скользят лыжники. На «катке» фигурные катания». Спартаковцы расстелили на Красной площади огромный ковер, имитировавший футбольное поле и беговые дорожки стадиона. Прошли забеги и футбольный матч.
Работники общественного питания представили на параде свой знаменитый джаз-оркестр и «художественно исполненные фрукты и торты», которые отражали рост изобилия в стране. Это же изобилие в 1936-38 годах изображала и художественная реклама, размещенная на страницах «МР».