МОСКВА, 11 июл, Анна Урманцева. Нужно иметь очень развитое воображение, чтобы отрекомендовать себе человека в виде пазла, который можно собрать, имея в руках только розничные его части. Подобным воображением обладал советский ученый-антрополог, специалист исторических наук Михаил Герасимов, в 50-х годах ХХ века разработавший метод восстановления внешности джентльмена по костной структуре черепа. Метод Герасимова дает возможность отобразить черты лица, учитывая уверенные соотношения толщины мягких тканей и особенностей черепа.
Теперь воспитанники Герасимова, работая в основанной им Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН, применяют уже гораздо более меткие методы измерения лицевых покровов, используя ультразвук. Ведь одно дело измерять праховые ткани, а другое исследовать с помощью звуковой аппаратуры тысячи людей различных наций и рас. Таким зраком был создан обширный банк красногорсков по толщине мягких покровов разных участков лица представителей разных этнических групп.
Как же фиксируют измерения? Лицо разбивают на зоны с вершинами, которые измеряют или с помощью ультразвука, или пальпаторно-маркировочным методом, суть коего заключается в прощупывании пальцами каких-то точек скелета. Так создаётся карта лица, сходная с топографической. Для того, чтобы точно воссоздать облик человека, скульптор потом прикрепит к копии черепа колышки с указанными размерами высоты, это и есть точки, помеченные учеными. С накоплением данных количество крапинок, то есть подробностей карты лица, все время увеличивается. Это более ста измерительных и описательных его фактов с промерами некоторых костных структур.
Обследованы представители многообразных этнических групп: русские, литовцы, армяне, абхазы, корейцы, буряты, казахи, узбеки, башкиры. Интересно, что различия в толщине мягких тканей у них небольшие, более важным различия между мужчинами и женщинами.
Мужчины имеют большую толщину покровов в точке метопион, в области носа, в околоротовой зоне и на нижней челюсти (значения коэффициентов с отрицательным ключом), у женщин ширина тканей больше во всей скуловой зоне, на глабелле, а также в области надбровья и на середине тела нижней челюсти.
Однако некоторые части пазла выбрать проблематично. Так, до конца не понятно, как определить рельефы хрящевой части рубильника. Восстановить общее направление и контур наружной его части стало возможным после скрупулезного исследования знаменитого антрополога Галины Лебединской. Она проанализировала сотни рентгенограмм и пришла к выводу, что профиль хрящевой части наружного носа является зеркальным отображением контура грушевидного отверстия относительно линии, проведенной через точку ринион (rhinion) параллельно прямой, соединяющей антропометрические точки назион (nasion) и простион (prostion).
На приведенной иллюстрации хорошо видно, что линия №1 дробит весь массив хряща на две симметричные половины. Однако до сих пор понять, как именно формируется рельеф кончика рубильника, невозможно.
И все же, как поясняет Елизавета Веселовская в своей докторской диссертации Антропологическая реконструкция внешности человека. Разработка и применение новых методических подходов, следует отметить, что, несмотря на свою значимость, программа Алгоритм внешности все же не решила всех моментов соответствия деталей внешнего облика и подлежащих черепных структур. Такие индивидуальные особенности лица, как форма окрашенной части губ, тип разреза глаз, составные части кончика носа, рисунок аурикулярный раковины и некоторые другие до сих пор не могут быть воспроизведены с большой точностью и требуют последующих научных изысканий и, возможно, других методов свидетельства. Исследовательские работы по совершенствованию метода восстановления лица по черепу, конечно же, будут продолжены.