Польский институт национальной памяти (IPN) обвинил Кремль в фальсификации событий II мировой войны. Повод Варшава «откопала» в рассекреченных министерством обороны России документах об освобождении страны войсками РККА. На самом же деле именно польские власти занимаются искажением истории, заявил корреспонденту Федерального агентства новостей независимый политический аналитик Александр Асафов.
В сообщении IPN значится, что Москва занимается тщательным отбором материалов для доказательства якобы притянутого за уши тезиса о признании поляками солдат Красной армии в качестве освободителей.
«Это утверждение фальсифицирует историю. Публикация документов из российских архивов преследовала цель идеализировать картину «освобождения», — считают представители польского института.
Кроме того, авторы высказывания заявляют, что для подавляющего большинства поляков Красная армия принесла якобы «новое, хотя и не сравнимое с немецкой оккупацией порабощение».
«Некоторая доля справедливости в заявлении польской стороны есть, но она заключается в том, что из более чем тысячи документов, пока опубликовано лишь сто. Я подчеркиваю — пока. Документы требуют проверки, и этот массив рано или поздно будет опубликован. Что касается попытки Варшавы нейтрализовать собственную историю при помощи института национальной памяти, то стоит обратить внимание на то, что помимо архивных документов Минобороны РФ, есть очень много других свидетельств, указывающих, что поляки действительно относились к солдатам советской армии как к освободителям. И это несмотря даже на одну националистическую версию польской истории, что доблестные воины Варшавы освободили себя сами, а советские войска якобы стояли и ждали, когда завершится резня во время варшавского восстания», — поясняет ситуацию Асафов.
Он отмечает, что в то время РККА проводила множество общих военных операций с польскими народными войсками. Примером тут может быть взаимодействие с армией людовой — военной организацией Польской рабочей партии, которая вела подрывную деятельность на оккупированных Германией территориях страны.
«Несмотря на то, что центром национального героизма Польши является армия Крайова, поляки чтут и подвиг армии людовой. В той же Варшаве есть улица армии людовой, могилы солдат и монументы, показывающие уважительное отношение рядовых граждан к этой организации. И как бы не хотелось Варшаве, эту часть общей истории очень сложно вымарать. Но сейчас пока еще есть повод: не весь массив документов РККА опубликован, и именно на нем производится ряд спекуляций», — продолжает независимый аналитик.
Асафов напоминает о необходимости учитывать общую риторику действующего в стране антироссийского режима Качиньского — Дуды, который является максимально лояльным Вашингтону.
«Действующий в Варшаве режим пытается устами своим руководителей, включая министра обороны, усиливать русофобский вектор для того, чтобы оставить его в наследство для следующей власти, которая придет за ним. Дуде и Качиньскому нужно эту проблему закрепить на законодательном уровне. Несмотря на опыты исторической реконструкции, правда все равно пробьется. Да, может быть, не при этой власти, но она пробьется. В довольно сложных польско-российских отношениях и в историческом ключе будет наведен порядок», — утверждает собеседник ФАН.
Действительно, на уровне польского общества проблем с русофобией и с пониманием роли советской армии в освобождении Польши нет. Она создается искусственно политикой польской элиты, которая пытается навязать новую историю обществу.
«Общий градус риторики между Москвой и Варшавой уже достаточно накален, и я не думаю, что Москве нужно обращать внимание на высказывания, обесценивающие подвиг советских воинов в той ужасной войне. Нужно помнить, что поссориться просто, подружиться — сложно», — заключил Асафов.
Напомним, 18 июля министерство обороны РФ на своем официальном сайте разместило материалы, посвященные освобождению Красной армией Польши от немецко-фашистской оккупации. В документах приведены случаи массового уничтожения, грабежа и истязания польского населения гитлеровцами. В этих же материалах сообщается о многочисленных фактах благожелательного отношения польского населения и духовенства к Красной Армии, об искреннем участии поляков в захоронениях советских военнослужащих, погибших при освобождении Польши.