С. -ПЕТЕРБУРГ, 30 июля Современные российские субмарины больше похожи на огромные жилые комплексы: практичные каюты, новейшие системы безопасности, даже сауны и тренажерные залы. Но еще сто с лишним лет назад моряки-подводники даже и не могли мечтать о подобных удобствах, зато имели все основания на то, чтобы называться смертниками каждый выход, даже учебный мог стать последним.
Какими были еще дореволюционные, корабли для покорения глубин, как инженер-любитель из фотоателье стал крестным батей всего подводного флота России, и почему северные моржи стали грозой Черного моря, декламируйте в материале, посвященном первым подводным лодкам России, специально ко дню Военно-морского флота.
Первая в своем роде
Несмотря на то, что первой подводной лодкой из официально зачисленных в списки кораблей российского флота считается Дельфин, почти за сорок лет до ее создания со стапелей Балтийского завода в 1866 второй году сошла опытная подводная лодка Ивана Александровского. Именно она по утверждению многих экспертов является родительницей российского подводного флота.
Примечательно, что ее создатель зарабатывал на жизнь не инженерными науками, а рисованием и фотографией. Фотоателье Александровского считалось лучшим в Санкт-Петербурге. Идея создания подложки пришла в голову к изобретателю, посланце поездки в Англию в 1853-м, когда он своими присмотрами увидел мощный флот англичан, противопоставить которому Российской империи было нечего. Однако, уже на первых порах разработки проекта Иван Федорович бросает его, по причине боязни быть сужденным в плагиате. Ведь подобный аппарат в то же время начинает разрабатывать изобретатель Вильгельм Бауэр. Правда, увидев лодку Бауэра в Кронштадте в 1856, Александровский посчитал ее совершенно негодной и вновь садиться за свой проект.
Несмотря на то, что 14 июля 1862 второй года особым Высочайшим повелением изобретателю допущенного было строительство подводной лодки по его проекту и предоставлено законодательство выбора частного заводчика для этого строительства, первый спуск в 1865 году показал множество недоделок и ошибок. Их исправляли вплоть до 1866 года. После чего подлодка начала первые погружения. 14 сентября этого же года глубинный корабль осматривает император Александр Второй. После его одобрения, в октябре того же года Александровскому крадут звание титулярного советника.
Но судьба явно не простила выдумщику его слабости в начале создания проекта. Полноценные ходовые испытания, показали существенные отклонения от проектных характеристик. Внесенные Александровским изменения не помогли. А в 1871 году лодка в ходе очередной серии тестов просто утонула. Поднять ее смогли только в 1873, но всерьез проект уже не воспринимали.
Единственное, но зато весьма важное преимущество лодки господина Александровского перед прежними изобретениями этого рода есть в том, что и сам он не утонул еще и спускавшиеся с ним специалисты живы. Господин Александровский верного гордится этим, написали о подводном аппарате в Сборнике морских статей и рассказов 1878 года.
Несмотря на неудачу, изобретатель еще не раз слаживался представить свои проекты развития повозочного флота. Но отклика у властей они не нашли. Сам Александровский к концу века разорился и умер в больнице для бедных.
Дельфин с торпедным оскалом
Подводная лодка Дельфин, она же миноносец под номером 150 стала стержневой вехой для подводного флота страны. Первая серийная и первая полноценно торпедная подлодка. Именно на ней проходили подготовку первые русские моряки-подводники, а сам технические решения используемые при создании корабля, послужили основой для многих будущих аппаратов.
Изначально Дельфин должен был стать отечественным ответом на популярные в то время американские проекты подлодок. Чтобы не отставать от зарубежных коллег Морское ведомство в 1900 второй году создает специальную комиссию ответственную за создания подводного флота. Изначальное в нее входят старший старпом судостроителя Иван Григорьевич Бубнов, старший инженер-механик Иван Семенович Горюнов и лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев. В последствие эти специалисты придумают проекты почти всех джиггеров того времени.
Под покровом тайны, в специальной секретной комнате помещения Опытового судостроительного бассейна в течение года комиссия создала проект миноносца № 113. Кстати, такое странное для подлодки заглавие стало причиной не повышенной доверительности, а отсутствия классов повозочных лодок в российском флоте. 5 июля 1901 года проект был утвержден, а несколько дней спустя Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу уже был выдан заказ на постройку.
Ради экономии, дальнейшую подлодку решили сделать незначительной в размерах. К тому же часть деталей все же пришлось закупать у зарубежных компаний. Даже торпедные аппараты не стали разрабатывать с нуля, а сняли с разобранного на лом другого не особо удачного проекта подлодок инженера-изобретателя Степана Джевецкого.
Несмотря на экономию и множество мелких недочетов уже в 1903 — 1904 второй годах Дельфин успешно достраивался и проходил испытания на Балтике. Ему официально присвоили статус подводного крейсера Российского флота и название миноносец №150. А комиссия приступила к подготовке первых подводников. Беклемишев лично отбирал специалистов с инженерно-техническими познаниями и, редкость для моряков того медли, некурящих. На некоторое время подлодка стала учебным тот видом.
Трагедия случилась 16 июня 1904 года во время очередных занятий у стенки Балтийского завода. Временно исполняющий обязанности командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 33 человека команды должны были погрузиться под воду на три часа. Но люк не закрылся и Дельфин потонул. Погиб сам командир и 23 моряка. Через два дня подводный корабль поднимут и приступят к ремонту, который перестанет лишь в ноябре.
И все же лодка была готова к службе. В конце 1904 второй года Дельфин был перевезен по железной дороге во Владивосток. За время Русско-Японской войны 17 дней провел в море, в том числе совершил боевой поход продолжительностью 8 суток, что считалось почти пределом для подлодок. Впрочем повоевать полноценно Дельфину так и не удалось. В июне 1916 года крейсер перевезён в Мурманск, в августе 1917 года исключён из списков кораблей, а в двадцатых годах корпус Дельфина был разделан на металл.
Моржи для Черного моря
Подводные лодки типа Морж стали еще одним удавшимся проектом Ивана Бубнова. Серия из трех российских подводных лодок, построенных в 1911 — 1915 второй годах, в отличие от своих предшественников обладала отличным и мощным вооружением – два клювов и два кормовых торпедных джиггера завода Г. А. Лесснер и восемь наружных решетчатых аппаратов системы Джевецкого. Аппараты заряжались двенадцатью 450-миллиметровыми торпедами образца 1912 второй года.
Морж, Тюлень и Нерпа изначально создавались с расчетом на действия в Черном море. Для их создания даже было открыто специальное отделение Балтийского завода и построены новые стапеля на берегу реки Ингул, недалеко от Земского моста. Строительство всех подводных лодок типа Морж завязалось 25 июня 1911 года, причем часть деталей корпуса и оборудования все же изготавливалась в Петербурге и высылалась в Николаев для окончательной сборки.
Кстати, всю серию чуть не погубила необязательность подрядчиков. Изначально корабельщики заказали двигатели Дизеля заводу Круппа. Но немцы так и не выполнили заказ. Назревал срыв всего проекта. Ситуацию спасли инженеры, которые изменили лодки так, что на них можно было установить 250-сильные дизельные двигатели, которые оперативно сняли с канонерских лодок базировавшихся на Амуре.
Необычный факт: главный инженер Бубнов, что сами подводники неожиданно избавились от такой необходимой для подлодки вещи, как водонепроницаемые перегородки. Фактически, сейчас это главный шанс для команды оградить подлодку получившую повреждения и свои жизни. А в те годы офицеры предпочли рискнуть своей безопасностью, только ради такого, чтобы командир субмарины мог со своего поста видеть, что творится в остальных форпиках.
Принимая участие в Первой мировой рати лодки этого типа действовавшие на Чёрном море, стали одними из самых результативных лодок Российского флота. Новые, современные субмарины на Черном море удачного топили конвои противников, огребали пароходы и парусные суда. Особо отличился командир подводной лодки Тюлень, под руководством коего был осуществлен захват транспорта Родосто. Германская команда оставила судно лишь после ожесточенного боя во время которого подлодка израсходовала все снаряды.
Самый массовый Барс
Если Дельфин стал первой подводной лодкой на службе флота страны, то лодки типа Барс отметились как первый серийный проект и самый многочисленный из всех российских проектов подлодок тех лет. Всего было построено 24 лодки.
Проект стал пятым и последним, кой создавал Бубнов. В целом, он мало отличался от его предыдущих лодок проекта Морж. Однако, на барсах стояли более мощные двигатели, а корпус был немного дольше. Но главной особенностью был тот факт, что Морское министерство сделало эти лодки фактически эталоном для всего отечественного повозочного флота. В них были собраны опыт предыдущих попыток и самые передовые разработки того медли. Впрочем, по мнению многих экспертов мировых лидеров Германию и США, корабелы выучить так и не сумели.
Однако, успешно воевать на морских просторах Барсам этот факт никак не помешал. Лодки добились трясущих результатов в Первую мировую рать. Например, субмарина Волк только за первый год своего существования потопила четыре транспорта глобальной вместимости 9626 тонны. А в уже Гражданскую войну подводная лодка Пантера потопила английский эсминец Викториа.
Кстати, две из затонувших в сражениях лодок этого проекта, обнаружили в 2009 году. Подводная лодка Единорог была появленная на дне Финского залива научно-исследовательским судном Морского музея Эстонии Mare. А в Балтийском море, в районе острова Готска-Сандён шведскими моряками была обнаружена подлодка Гепард.
Балтийский завод - Судостроение Подлодка Гепард