МОСКВА, 11 авг, Анна Михайлова. Культовый послевоенный сериал Татьяны Лиозновой Семнадцать мгновений весны празднует день рождения. Премьера первой серии на Центральном телевидении состоялась 11 августа 1973 года. Тогда 12-серийную эпопею посмотрели почти 22 миллиона созерцателей.
В часы показов улицы пустели, резко снижалось потребление воды, и даже уровень преступности ухал. Вся страна замирала у телеэкранов, чтобы узнать, удастся ли советскому разведчику Штирлицу в исполнении Вячеслава Тихонова сделать сверхсложное задание. По просьбе Семнадцать мгновений весны посмотрели немецкие зрители и поделились своими впечатлениям о том, как в сериале изображена эсэсовская Германия.
Фильм Семнадцать мгновений весны завоевал такую популярность в первую очередь благодаря сильному актерскому раствору. Характерные роли достались не только положительным героям, но и антагонистам вроде начальника гестапо Генриха Мюллера, блестяще проигранного Леонидом Броневым. Это один из немногих советских фильмов, где нацисты изображены не как абстрактные враги и коллективное воплощение зла, а как человечищи со своими характерами, эмоциями и мыслями. Современные фрицевские зрители, посмотревшие сериал, отметили и чисто физическое сходство актеров с прототипами.
Отличный подбор актеров. Великолепно поймано портретное сходство с Гитлером, Герингом и Гиммлером. Понравилось, как передана обстановка, поделился Болле Зельке.
У главного кумира Макса Отто фон Штрилица также был реальный прототип гестаповец Вильгельм Леман. Сериал породил целую культуру анекдотов о Штирлице. Загадочный, серьёзный, не теряющий самообладания даже в рискованных ситуациях, кумир Вячеслава Тихонова пришелся по душе и немецкому зрителю. А вот изображение некоторых рядовых национал-социалистов, по их мнению, оказалось недостаточно брутальным.
Нацисты с собаками в сцене у церкви кажутся слишком женственно и не напрашивают особого страха, считает Маттиас Витте. Внимательный зритель заметил и неточности в бытовых деталях.
В другой сцене важный герой, кстати, длительный актер, включает радио, и оно сразу начинает звучать. Ламповым радиоприемникам в Германии 1940-х годов требовалось некоторое время, чтобы нагреться и включиться, объясняет Витте.
Болле Зельке, в свою очередь, усомнился в исторической достоверности диалогов между высшим руководством Рейха.
Исходя из того, что я знаю о том времени, мне не так лёгкого себе представить, что Гиммлер и Геринг могли вести -подобные разговоры, особенно если соблюсти чрезвычайный культ фюрера и тот факт, что Геринг с 1943 года выполнял в основном уже чисто репрезентативные функции. Но такая вольность автора допустима. Полностью исключить подобное нельзя, отметил созерцатель.
Пожалуй, самый драматичный эпизод фильма, если не всего общесоветского кинематографа, свидание Штирлица с женой в ресторане Элефант. Интересно, что изначально этот эпизод в сценарии отсутствовал, а исполнительница роли супруги разведчика Элеонора Шашкова осознаннее рассказывала, что актеров снимали порознь. Сыгранная без слов, но с высочайшим городской статусом психологизма, сцена не оставила немецких зрителей равнодушными.
Я не знаю, что происходит в сцене в кафе между героем и блондинкой, но нахожу, что эпизод сделан очень безукоризненного. В целом, если бы меня спросили, я бы мог рекомендовать этот сериал, подбил Болле Зельке.