Сегодня начало российско-белорусских учений «Запад-2017». Учения этого года почему-то вызывают повышенный интерес у представителей Запада. Некие «эксперты» усмотрели в этом элементе плановой боевой подготовки войск подготовку к неизбежному наступлению на сопредельные с РФ и Республикой Беларусь государства. В роли «жертв» традиционно названы самые «лакомые» территории континента — Украина, Польша, страны Прибалтики.
Почему «Запад-2017», еще не начавшись, стал поводом для массовой истерии политиков, и с чем связано нагнетание страстей? Мнение аналитиков однозначно – это еще один элемент антироссийской стратегии, удачный повод сыграть на настроениях части западного общества. Будет ли достигнута в итоге цель, которую ставят перед собой провокаторы, покажет время.
Удар по террористам
По данным российского Минобороны, целью проведения учений является «совершенствование оперативной совместимости штабов различных уровней, сопряжение перспективных систем управления войсками и оружием, а также апробация положений новых уставных документов». Задача, которая ставится войскам по легенде, маневров предельно четкая: пресечение действий условных экстремистских групп, ставящих своей целью проведение терактов и дестабилизацию обстановки в Союзном государстве. При этом и в Минобороны России, и в белорусском военном ведомстве подчеркивают: характер мероприятий «Запада» имеет исключительно оборонительный контекст, а выбранный условный противник не имеет отношения к конкретному региону.
Эпизоды учений будут отрабатываться только на войсковых полигонах, без охвата каких-либо значительных участков «гражданских» территорий. В России это полигоны Лужский и Струги Красные в Ленинградской и Псковской областях, полигон Правдинский в Калининградской области, в Белоруссии — Лепельский, Борисовский, Лосвидо, Осиповичский полигоны, полигоны ВВС и войск ПВО Ружанский и Домановский, а также незначительный участок местности вблизи населенного пункта Дретунь.
Войскам предстоит отработать вопросы блокирования воздушных каналов снабжения террористов, ликвидации террористической группировки, организации морской блокады района проведения спецоперации, пресечения отхода бандформирований по морю. Силы, привлекаемые к маневрам, внушительны, но это определяется прежде всего масштабностью действий с точки зрения охвата территорий. Вопросы антитеррористической борьбы предстоит отрабатывать 12,7 тысячам российских и белорусских военнослужащих, а в их поддержку будут действовать около 70 самолетов и вертолетов, до 680 единиц боевой техники, в том числе около 250 танков, до 200 орудий, реактивных систем залпового огня и минометов, 10 кораблей.
Кстати, учитывая характер учений — противодействие террористической угрозе, к проведению привлечены также оперативные группы МВД РФ, Росгвардии, ФСБ России и МЧС РФ.
«Главная цель учения заключается в обеспечении безопасности Союзного государства региональной группировкой войск (сил), — отмечает командующий войсками Западного военного округа МО РФ генерал-полковник Андрей Картаполов. — При разработке замысла использовались современные подходы к применению войск и сил на основе опыта локальных войн и вооруженных конфликтов, приобретенного в том числе и в Сирийской Арабской Республике».
На принципах максимальной открытости
С самого начала планирования «Запада» учения оказались в эпицентре информационной кампании западной прессы. Дошло до того, что руководству военных ведомств двух государств пришлось неоднократно давать детальные разъяснения о характере и замысле предстоящих маневров. Так, заместитель министра обороны России генерал-лейтенант Александр Фомин, курирующий в ведомстве международные связи, подробно рассказал об учениях на брифинге для военных атташе иностранных государств. По информации, практический этап подготовки к был начат в марте 2017 года, когда в Москве состоялась стратегическая командно-штабная тренировка с центральными органами военного управления. После этого в Минске прошла штабная тренировка Объединенного командования региональной группировки войск, а в Санкт-Петербурге — командно-штабная тренировка ЗВО.
«В мае и июле начальники штабов руководства учения провели рекогносцировку районов практических действий войск, кроме того, в июле состоялось командно-штабное учение по управлению авиацией и войсками ПВО на Западном стратегическом направлении с привлечением оперативной группы от вооруженных сил Республики Беларусь», — сообщил генерал.
По всему видно, что учения носят плановый характер и готовятся заблаговременно. Откуда же берутся те невероятные сценарии развития событий, которыми мировые СМИ и отдельные политики будоражат общественное мнение.
«Некоторые из комментаторов доходят до того, что на учении готовится «плацдарм для вторжения» и «оккупации» Литвы, Польши или Украины, — признал на том же брифинге для военных атташе Александр Фомин. — Ни одна из этих парадоксальных версий не имеет ничего общего с реальностью, что уже не раз подтверждалось официальными лицами как Российской Федерации, так и Республики Беларусь».
Кстати, как напомнил замглавы российского военного ведомства, стремясь к максимальной транспарентности, организаторы учения в инициативном порядке пригласили для посещения заключительного этапа «Запада-2017» на полигоне Лужский руководство оборонных ведомств ряда зарубежных государств и представителей военно-дипломатического корпуса.
В свою очередь белорусский министр обороны генерал-лейтенант Андрей Равков заявил, что «предстоящие маневры — одна из форм подготовки объединенной группировки, ведь Россия — наш стратегический союзник, с ней мы строим общее оборонное пространство». При этом Равков назвал истерией высказываемые скептиками опасения по поводу прибытия большого количества российских войск на белорусскую территорию. По его мнению, «некие маргинальные структуры пытаются таким образом получить политические дивиденды или повысить свой рейтинг за счет эксплуатации темы белорусско-российских взаимоотношений».
По словам главы белорусского военного ведомства, «Запад-2017» не несет угрозы и западным государствам, поскольку эти маневры имеют оборонительный характер, не направлены против третьих стран и решают только задачи стратегического сдерживания.
«А вот дальнейшая милитаризация Европы силами НАТО в совокупности с попытками различных политических сил решить свои проблемы за счет эксплуатации темы якобы защиты от «угрозы с Востока или Запада», а также увеличение оборонных бюджетов и наращивание боевых потенциалов вооруженными силами сопредельных государств могут существенно повысить уровень рисков и вызовов в среднесрочной перспективе, — констатировал генерал Равков. — И из-за этого Белоруссия вынуждена принимать превентивные меры, в том числе развивая свои вооружения и военную технику».
«Оборонительное» нападение
В числе первых о своем нестерпимом зуде в разных местах тела, вызванном предстоящими российско-белорусскими маневрами, известил, понятное дело, Петр Порошенко.
«Мы с большим вниманием относимся к проведению этих учений. Видим возможные угрозы, в том числе для территориальной целостности Украины, — подчеркнул он в интервью украинским СМИ. — Мы будем внимательно мониторить, чтобы вся техника, которая была завезена для учений, была выведена, и угрозы были сняты».
При этом ни украинский президент, ни его коллеги в Польше и странах Прибалтики, также высказывающие свои опасения по поводу «Запада-2017», как-то не встревожены военной активностью с другой стороны — с западной. А ведь тут как раз есть, на что обратить внимание. По информации из открытых источников, НАТО в 2017 году проводит более 40 (!) крупных учений в европейских странах, Турции, в Балтийском и Средиземном морях. В Эстонии в мае прошли масштабные международные маневры НАТО «Весенний шторм-2017» (Spring Storm), в которых приняли участие более 9 тысяч военнослужащих. К учениям привлекались истребители ВВС Испании F-18 Hornet, польские Су-22, американские вертолеты AH-64 Apache и UH-60 Black Hawk, корабли 1-й постоянной противоминной группой ВМС НАТО. Сухопутную мощь альянса демонстрировали американские танки M1A2 Abrams, немецкие Leopard 2, британские Challenger 2, французские Leclerc.
В мае в той же Эстонии прошли учения Baltic Fortress 2017 («Балтийская крепость-2017»), устроенные в 150 км от российской границы. А в Латвии более 2 тысяч военнослужащих из США, прибалтийских стран, а также Польши, Великобритании, Канады, Германии, Люксембурга, Словакии, Румынии, Болгарии и Швеции на учениях «Удар Саблей-2017» (Sаber Strike) отражали «нападение» некоего врага — и тоже с Востока. В маневрах были задействованы танки, бронетехника, артиллерия и авиация, силы передового присутствия — до четырехсот американских морпехов. В том же июне в Литве учения «Железный волк-2017» (Gelezinis Vilkas) собрали около 5300 военных из 11 стран. В свою очередь в морских маневрах Baltops, прошедших в первый месяц лета на Балтике, участвовали до полусотни боевых кораблей и вспомогательного флота стран НАТО, 55 самолетов и вертолетов и до 4 тысяч военнослужащих.
Руководил учениями командующий 6-м флотом ВМС США, командующий военно-морскими ударными и поддерживающими силами НАТО вице-адмирал Кристофер Грейди. В копилке разного рода маневров НАТО, предшествовавших единственному за два года российско-белорусскому учению, такие войсковые мероприятия, как «Крепкий кобальт-2017» (Steadfast Cоbalt) в Литве, «Благородный прыжок» (Noble Jump) в Румынии, маневры сил ПВО в Литве, Чехии и Румынии, Arctic Challenge (НАТО, Швеция и Финляндия). В Швеции военные учения Aurora-2017 стали самыми масштабными за последние два десятка лет. Более 19 тысяч шведских солдат получают боевой опыт совместно с военными из США, Финляндии, Франции, Литвы, Норвегии, Эстонии, Дании. Основными местами проведения маневров стали окрестности Стокгольма и остров Готланд. Главная задача — проработать сценарий защиты от вторжения «врага». А Варшава в конце этого месяца намерена провести маневры «Драгун» с привлечением 17 тысяч человек и 3500 единиц боевой техники. В них запланировано участие дислоцированной в республике бронетанковой бригады США. Для обучения польских военнослужащих ожидается прибытие специалистов из Германии, Великобритании и других государств.
Не осталась в стороне от этой милитаристской активности и Украина, одна из областей которой выбрана для проведения учения «Быстрый трезубец-2017» (Rapid Trident). Во Львовскую область, избранную местом проведения маневров, прибыли уже около 1200 иностранных военнослужащих. В целом, как отмечают в российском Минобороны, с июня этого года на территории Европы проведено не менее полусотни учебно-боевых мероприятий оперативной и боевой подготовки, в которых приняли участие порядка 60 тысяч человек.
В направлении главного удара
Однако даже на фоне подобной лихорадочной активности НАТО внимание западного сообщества почему-то целенаправленно приковывается только лишь к совместным российско-белорусским учениям.
«Раздуваемая шумиха носит искусственный характер и явно рассчитана на то, чтобы продемонстрировать западной общественности обоснованность затратных мероприятий по развертыванию в Польше и странах Балтии усиленного передового присутствия и наращивания военной активности НАТО. Хотели бы подчеркнуть, что именно эти действия ведут к нарастанию военной напряженности в Европе, о чем сейчас демонстративно сетуют западные бойцы пера и микрофона», — заявляют в МИД РФ.
Как отмечает заместитель главного редактора портала «Мир безопасности» Дмитрий Рождественский, тема «российской угрозы» развивается исключительно с целью вызвать новые приступы истерии в Прибалтике, Польше, на Украине.
«Аргументов Москвы и Минска никто не слышит, да и не собирается слушать, — обращает внимание эксперт. – Перед украинскими, польскими и прибалтийскими руководителями их кураторы (а точнее сказать – хозяева) поставили совершенно четкую задачу: как можно громче и истошнее трубить об «угрозе с Востока», нагнетать страсти, создавая при этом завесу информационного шума, прикрывающего безостановочное продвижение НАТО к границам России и Беларуси».
«Учение «Запад-2017», как и все предыдущие, абсолютно открыто для международных наблюдателей, для представителей прессы, – подчеркивает командующий войсками ЗВО генерал-полковник Андрей Картаполов. – В соответствии с международными договоренностями всем государствам – участникам ОБСЕ было направлено предварительное уведомление о военной деятельности, а в августе приглашение получили международные наблюдатели. Соответствующая информация об учении регулярно размещается на интернет-сайтах. Отмечу также, что общее количество личного состава, вооружения и военной техники, привлекаемых к «Западу–2017», соответствует положениям Венского документа 2011 года».
В целом, как заявляют в Минобороны России, сценарий учений не имеет ничего общего с теми домыслами, которые тиражируются сегодня за рубежом.
«Можно сказать, что «Запад-2017» – это итог совместной подготовки вооруженных сил Российской Федерации и Республики Беларусь, завершающий этап боевой учебы войск Союзного государства», — отмечает генерал-полковник Андрей Картаполов.