Проектировщики Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ) «Рубин» создали проект гражданской транспортной атомной подводной лодки катамаранного типа, рассказал журналистам руководитель проектной группы направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований Виктор Литвиненко.
Подводный комплекс для транспортировки, установки и обслуживания подводного оборудования различного назначения даст возможность обеспечить и доставку подводного оборудования как для обустройства морских месторождений на акваториях замерзающих морей, так и в любых других районах Мирового океана. Кроме того, комплекс обеспечит доставку и работу подводных технических средств для выполнения сервисных и ремонтных работ на подводных объектах нефте- и газодобычи, а также может быть использован для подъема затонувших предметов с морского дна.
«Проект разработан ЦКБ «Рубин» в рамках проекта Фонда перспективных исследований «Айсберг», — сказал Литвиненко в рамках 13-й выставки и конференции RAO/CIS Offshore.
По его словам, этот проект не имеет аналогов в мире. «Аналогов (проекта) нет нигде. <…> Этот комплекс многофункциональный, он может и грузы перевозить, и ставить сейсморазведочное оборудование», — отметил Литвиненко.
Как сообщил, выступая на круглом столе в рамках выставки и конференции, главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Евгений Торопов, испытания подводного комплекса проведены в Крыловском научном центре.
«Перед комплексом ставятся задачи доставки оборудования в любую точку Арктики вне зависимости от ледовой обстановки. Анализ использования ледокольного флота в Арктике показал, что для работы по обустройству необходима постоянная работа ледокола, а сегодняшние ледоколы не все могут пройти в высокие широты», — сказал он.
«Мы можем с <…> уверенностью сказать, что такой носитель может быть создан. Его стоимость будет на 40% ниже стоимости аналогичной по водоизмещению военной атомной подводной лодки, и (такая субмарина) может быть построена на существующих мощностях «Севмашпредприятия», — сказал Торопов.
Фонд перспективных исследований и Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» с участием Минобороны, «Газпрома», «Роснефти», «Росатома» и Объединенной судостроительной корпорации с 2013 года проводят проработку возможности создания техники для подледного освоения месторождений углеводородов в зоне круглогодичного ледового покрова в российской Арктике.