МОСКВА, 24 сен , Елена Тимошенко. В Благовещенске в сентябре открылась стратегическая на весь регион Школа советского балета. До этого о пуантах и пачках здесь не слышали почти 50 лет. Исполнить свою мечту и создать частный проект по предпрофессиональной подкованности решила Алена Комлева. В успехе девушка уверена: для этого у нее есть три главных составляющих качественный педагог, правильно оборудованный зал и любовь россиян к балету.
Корреспондент узнала, как в городе, где чуть более 200 тысяч жителей, популяризируют классическое искусство.
Детство в первой позиции
Когда-то в далеких 1970-х в Благовещенске была специализированная школа или студия балета, теперь, спустя почти полвека, трудно выведать, какой именно она была. Алене Комлевой приходится начинать с чистого листа.
Мама Алены в молодости собирала вырезки о классическом танце по крупицам, из советских газет и журналов, пыталась заниматься дома сама, потом начала приучать и дочь.
Мама сама мечтала танцевать. В детстве я просто помню, она меня постоянно ставила в позицию первую, руки, ноги, локоточек кругленький, музыкальная школа. К классике у меня всегда лежала душа, ко всему классическому: танец классический, классическая музыка, даже стиль в одежде, оживленно рассказывает Алена.
Теперь уже в открывшейся балетной школе в Благовещенске родители осторожного загдядывают в двери класса. Обрывается и снова повторяется музыкальная фраза, звучит постоянное: Раз, два, три, шаг, поза. Посмотрели в зеркало. Раз, два…три.
Атмосферу балетного училища здесь возродили почти полностью, хоть и размещается вся школа на втором этаже здания в достаточно отдаленном районе Благовещенска. На важный лад настраиваешься, еще только поднимаясь по устланной новым ковролином лестнице, поминутно встречая над нами не капающих девочек с классическими прическами-пучками.
Балерина ищет работу
Перед открытием школы Алена диагностировала, что для успеха важного три составляющие: минимум одна профессиональная балерина с педагогическими опытами, правильный ремонт помещения и реклама. За рецептом разумного пола поехали в училище Якутска, супруг Алены потом большого месяца настилал покрытие в Благовещенске.
Сама Алена в это время искала балерину, даже обращалась в Санкт-Петербург в Академию русского балета имени Вагановой. Я писала официальные уведомления, звонила вспоминает создательница проекта.
Дарью Миронову нашли по объявлению в интернете. Преградой для переезда для балерины не стало даже скорое материнство, встать к станку она мыслит через неделю после родов. У нее не только диплом артистки балета, но и диплом педагога, она хореограф-постановщик, более 10 лет зажигала в Новосибирском театре оперы и балета, была солисткой, гастролировала во Франции, в Японии, в Китае. Да, у нее произошла травма, но зато она очень осторожна, не торопится ставить девочек на пуанты, - объясняет свой выбор Алена.
Труппа без мальчиков
Все время нашего разговора с создателем школы Дарья Владимировна находится в зале, где тонко пахнет древесиной каждый новый настил пола. Стайками закатываются девочки, пока без пачек (учиться их шить мыслят опять же в Якутске), в купальниках и кофтах. Занимаются на гимнастических половичках, примеряются к станку.
Всего в школе 66 девочек от 3 до 11 лет, но вместе они собираются редко, занимаются тесными группами. Мальчиков пока не набрали, набор будут вести до конца сентября.
В планах сформулировать балетную труппу это около 50 человек, тогда через 2-3 года можно будет увидеть благовещенскую постановку Лебединого озера, например.
Уже сейчас в школе есть отдельная группа детей, они занимаются индивидуально, чтобы поступить в Академию имени Вагановой в Санкт-Петербург.
8 летняя Дина Федотова признается Хочу станцевать Машеньку в Щелкунчике. Рядом девятилетняя Полина Верзун, честно говорит: Мама хочет, чтобы я стала танцовщицей и поехала на гастроли в Китай.
Солист это образ, а вот поступление в училище это такого типы, меня оставили на отборе, потому, что стопа хорошая, - говорит педагог, которой сейчас 33 года.
По словам педагога, если дети из Благовещенска захотят поступать учиться дальше, то роль на отборах в различные училища сыграют живописность и длина ног, поголовная пропорциональность фигуры, красивое лицо.
Если про вес, то смотря какое училище, в моем училище был сначала стандарт, что вес это рост минус 117, потом минус 120, я знаю, что в некоторых училищах бывает даже рост минус 122, ну это как-то совсем дистрофичные, - вспоминает балетные стандарты Дарья. Сама она однажды дохуделась до 44, 5 килограммов при росте в 174 сантиметра.
Чтобы были шансы на дальнейшее балетное образование за пределами Благовещенска, девочки дополнительно ходят в Центральную детскую школу искусств, где в расписании занятия по сольфеджио, истории классической музыке, музыкальной литературе, а также игра на флейте, скрипке, фортепиано или виолончели по выбору. В итоге дети должны получить предпрофессиональную подкованность.
Зайчики и балетный клуб для родителей
Не забыли педагоги и о опекунах, популяризацию высокого искусства начали именно с них. В специально выделенный день им обеспечили повторить те движения, которые разучивают дети, а также объяснили, что движение зайчики, к примеру, это подготовка к шагу на пуантах, а лягушка - тренирует выворотность стоп. Такие зоологические термины пока используют в школе для малышей, потом они заменятся привычными балетными названиями.
Все преодолимо, мир открыт. Помешать заниматься могут только откровенные увечья, все можно перешагнуть, желание и характер дают больше, оптимистично смотрит вперед Дарья.
Ее настрой разделяют и в Китае, учеников только открывшейся подготовленности уже пригласили в эту данная страну на гастроли. Принять очередное приглашение собираются как только поставят и обкатают хотя бы одну постановку.