Парадокс: мы регулярно скупаем долговые обязательства Вашингтона, а вырученные деньги Штаты тратят в том числе и на противостояние с самой Россией.
Государственный долг Соединенных Штатов впервые за всю историю превысил отметку в двадцать триллионов долларов. Это примерно 125 годовых бюджетов Евросоюза в нынешнем году. Так зачем мы держим часть нашей заначки на черный день за океаном?
1. ПОЧЕМУ ГОСДОЛГ ТАКОЙ БОЛЬШОЙ?
— Американские расходы превышают доходы, — говорит кандидат экономических наук, директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. — Возьмите хотя бы их военный бюджет — он просто космический (в 2018-м составит 692 млрд. долларов против наших 69 млрд. — Ред.). Чтобы справиться с этой нагрузкой, они и занимают деньги во всем мире. Американское казначейство продает свои облигации, а другие страны их покупают. Соответственно Америка получает деньги в долг под достаточно маленький процент, потому что их облигации считаются безрисковыми — при желании их всегда можно продать.
— США вслед за Британской империей создали систему, при которой за их существование платит весь мир, — продолжает экономист Михаил Делягин. — Так уж вышло, что американский госдолг на данный момент — действительно самый надежный финансовый инструмент.
2. ЗАЧЕМ ЗАНИМАТЬ, КОГДА ЕСТЬ ДЕНЕЖНЫЙ СТАНОК?
— Во-первых, печатание долларов спровоцирует высокую инфляцию в самих США, — рассказал независимый экономический эксперт Антон Шабанов. — Во-вторых, доллар — мировая резервная валюта, и если напечать такое количество лишних купюр, стоимость доллара и остальных активов в мире сильно понизится.
3. ЭТО БЕЗОПАСНО?
— Это ловушка, — уверен Делягин. — Вашингтон не собирается выплачивать госдолг — это попросту невозможно, поэтому пирамида будет расти, пока не разрушится. И такое уже было в 71-м году во время так называемого Никсоновского шока: Штаты отказались от обязательств по обмену долларов на золото и наоборот, что фактически означало банкротство страны. В тот раз им это сошло с рук, из-за безнаказанности подобное может повториться.
— Риски есть всегда, — подтверждает слова коллеги Разуваев. — Когда началась Первая мировая война, безрисковыми облигациями считались облигации Германии и России. Но большевики объявили дефолт и вообще от долгов отказались, немцы сделали то же самое.
4. А ЕСЛИ ВСЕ ПЕРЕСТАНУТ ПОКУПАТЬ ЭТИ БУМАГИ?
— Чтобы этого не произошло, вся внешняя политика США направлена на создание управляемого хаоса в разных точках мира, — отвечает Делягин. — Происходят вторжения в разные страны — Сирию, Ирак, Ливан, устраиваются «цветные» революции — на Украине, в Грузии, Египте. В итоге США предлагают себя напуганному капиталу в качестве единственной тихой гавани. И это работает!
5. ДОЛГ БУДЕТ РАСТИ БЕСКОНЕЧНО?
— Американцев все устраивает, поэтому такая система будет работать и дальше, — говорит Александр Разуваев. — Более того, федеральный резерв (аналог российского Центробанка. — Ред.) потихоньку повышает процентную ставку. То есть расходы по обслуживанию долга у США будут расти, и по-любому придется за счет новых займов все это закрывать.
— Никто в мире не пойдет на банкротство Америки, — уверен Михаил Делягин.
6. ЧЕМ ЭТО СВЕТИТ НАМ?
— Госдолг США и российская экономика связаны хотя бы тем, что в их 20 триллионах долларах порядка 109 миллиардов долларов наши, — говорит Делягин. — При этом в августе Соединенные Штаты приняли закон об антироссийских санкциях, где среди прочего — исследование последствий от замораживания этих наших 109 миллиардов. Президент Дональд Трамп под этим документом подписался. И пока нет никаких признаков, что российские либералы делают хоть что-то для спасения российских денег. А деньги в опасности, учитывая, что недавно американцы уже отобрали у нас дипломатическую недвижимость.
— Не думаю, что США арестуют наши средства, иначе они потеряют статус первоклассного заемщика — возражает Александр Разуваев. — И облигаций американских у нас не так много. Мы имеем 109 миллиардов в американских ценных бумагах при резервах более чем 400 миллиардов долларов. Ну а если предположить, что арест все-таки произошел, то Россия может просто перестать платить по своим внешним долгам.
ВОПРОС — РЕБРОМ
А для чего держать деньги во враждебной к нам стране?
— За политикой и идеологией надо ходить на митинги, а экономика работает по совсем другим законам — законам рациональности, — считает экономист Александр Разуваев. — Доллар — единственная мировая резервная валюта, и соответственно то, что мы держим в долларе 25% нашего резерва, — это совершенно нормально. Это, если хотите, поддержание стабильности курса рубля. Пока Штаты остаются самой крупной экономикой мира и самым надежным заемщиком, мы будем хранить у них свои 25%. И не важно, что происходит в политике, денег это не коснется, потому что США тут же потеряют лицо. Хотя, конечно, существуют и надежные немецкие государственные облигации, золото — все это тоже есть в резервах нашего ЦБ.
ЕЩЕ МНЕНИЕ
«Все не так страшно, как кажется»
— Не нужно ничего бояться, — уверен экономист Никита Кричевский. — Нынешняя величина госдолга США имеет два обстоятельства, которые существенно снижают остроту проблемы. Во-первых, американский госдолг не самый высокий в соотношении с ВВП страны. После войны величина их задолженности составляла 125 — 126% к ВВП, а сейчас 105% (иными словами, сумма долга США больше, чем стоимость всех производимых американцами за год товаров и услуг. — Ред.). А во-вторых, как бы кому ни хотелось, но американская экономика сильная. Гособлигации США сегодня являются наиболее устойчивым и надежным способом вложений свободных средств. Этим и объясняется то, что проценты по этим гособлигациям весьма малы, то есть процент по обслуживанию американского госдолга минимален. Для сравнения: российские облигации в прошлом году продавались по ставке до 10% годовых. В Соединенных Штатах 1,5 — 2% в зависимости от срока.