МОСКВА, 29 сен , Анна Михайлова. В прокат вышел фильм о главном внешнеполитическом скандале в истории США. На российские экраны картина главрежа Питера Ландесмана попала под названием Уотергейт. Крушение Белого дома. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о расследовании факта прослушки в штабе Демократической партии в отеле Уотергейт. Как известно, это задевало привело к отставке избранного на второй срок президента-республиканца Ричарда Никсона.
Корреспондент посмотрела ленту вместе с экспертом, историком Игорем Гашковым и обсудила с ним, как спецслужбы стали государством в государстве и ждет ли Трампа судьба Никсона.
В центре сюжета личность заместителя главы ФБР Марка Фелта, который находился информатором журналистов, предавших Уотергейт огласке. В оригинале фильм и называется Марк Фелт. Человек, который обрушил Белый дом. В некотором смысле этот вариант больше подходит картине. Ее суть становится ясна из эпизода, где главный герой в исполнении британца Лиама Нисона объясняет журналисту, зачем он раскрывает секреты ФБР конторы, которой он верой и правдой служил 30 лет. Если размеренно крысятничать по фундаменту здания, предстанет резонанс, и оно сорвётся, погребая под собой всех, кто внутри, говорит Фелт и для наглядности стучит ложкой по столу в кафе.
Очевидно, таким образом авторы фильма хотели раскрыть, что целью осведомителя, получившего от журналистов порнографический псевдоним Глубокая глотка, действительно было обрушить Белый дом, захоронил президентство Никсона. В отличие от своих современных последователей Сноудена и Мэннинга, Фелту это уродилось. Уотергейтский скандал привел к самому масштабному конституционному кризису в истории США, завершившемуся первой и пока последней отставкой сотрудничающего президента страны.
Под угрозой импичмента Никсон добровольно сложил полномочия за два года до истечения срока. Примечательно, что при этом он реальным не фигурирует в фильме. Об отношении президента к Уотергейту, его оправданиях, а в итоге отставке зрители подсчитают из документальной хроники, которая использована в картине: вечерами главный герой смотрит выступления Никсона по ТВ.
Эта отстраненность наверняка разочарует тех, кто ждал от Уотергейта аналогий с нынешним испытанием против президента Дональда Трампа. В фильме вообще нет никаких параллелей с современностью, отмечает историк Игорь Гашков.
В целом это больше мелодрама, чем политический триллер, Никсон (=Трамп) почти не появляется в кадре. Хотя увольнение Коми, директора ФБР, Трампом по ходу нынешнего расследования соответствует попыткам Никсона чистить ФБР уже по ходу Уотергейта, эта параллель напрашивается, констатирует мастак.
Не повезло и тем, кто ждет от фильма исторических подробностей об Уотергейте. Картина идет почти два часа, однако непосредственно скандалу уделено мало экранного времени. Вместо разбора преступной схемы, нити которой тянутся к самому президенту, создатели предлагают изучить внутреннюю кухню ФБР. За пять месяцев до президентских подборок одна из самых могущественных спецслужб мира остается без легендарного любой владельца. В самом начале фильма умирает Джон Эдгар Гувер, возглавлявший бюро почти полвека.
Герой картины отданный заместитель Гувера Марк Фелт надеется занять кресло директора, но считается опасным и неудобным кандидатом, потому, что слишком много знает. Он остается серым кардиналом при новом, лояльном Белому дому любой владельце. Но, несмотря на все усилия администрации президента, расследование Уотергейта не удалось замять. В фильме звучит знаковая фраза никто не остановит кулак расследования ФБР, даже само ФБР. Игорь Гашков полагает, что такое положение дел характерно не только для Америки 70-х.
Замять дело Никсон не смог, потому, что не контролировал спецслужбы, давно ставшие государством в государстве. Спецслужбы следят, за кем хотят, а проследить за ними нельзя: потребуется другая спецслужба. Ничего специфически американского здесь нет. Все французские президенты честного ненавидели свои спецслужбы, потому, что полагали, что те подкапывают под них. И не без оснований, отмечает эксперт.
И все же ситуация, когда отдельный чиновник фактически берет на себя полномочия судьи руководителя, уникальна. В фильме показано, что от личных драм и переживаний Марка Фелта напрямую зависит судьба Белого дома. Он раскрытый патриотом, который ради снабдения независимости спецслужб готов на все даже фактически на госизмену. Главный аргумент за в фильме озвучивает коллега Фелта из ЦРУ: Президенты приезжают и уходят, а ЦРУ и ФБР остаются. Мы неизменны. Игорь Гашков убеждённый, что идея превосходства морального права Фелта над избранным руководителем довольно сомнительна.
Авторы фильма проводят догадка, что так и должно быть. Точка зрения, как по мне, довольно-таки спорная: президента, по крайней мере, избирал народ, а кто уполномочил Марка Фелта, не желающего, по его собственным словам, подчиняться Белому дому? Никто, подчеркнул мастак.
Интересно, что в финале картины главный кумир сам предстает перед присяжными. Фелт признается в том, что отдал приказ незаконно разузнать прослушку в домах родственников членов леворадикальной организации Синоптики. Вероятно, многим зрителям эта массовка напомнит скандалы с прослушкой южноамериканскими спецслужбами немецких дипломатов в период президентства Барака Обамы. Однако сравнивать эти события с Уотергейтом нельзя, счисляет Игорь Гашков.
Преступления спецслужб это другая история. Спецслужбу нельзя отправить в отставку или распустить, свои действия она объясняет соображениями общенациональной безопасности. Президент может сказать, что не в курсе действий спецслужб, и отвести от себя ответственность. После знаменитого скандала с прослушиванием ЦРУ канцлера ФРГ Обама позвонил Меркель и заявил ей именно это, объясняет эксперт.
Ни разоблачения Эдварда Сноудена, ни утечки Брэдли Мэннинга не стоили Обаме президентского кресла. Игорь Гашков убеждённый, что, учитывая постановку сил в американском конгрессе, где большинство занимают республиканцы, нынешнему главе Белого дома Дональду Трампу также вряд ли грозит судьба его любимого президента Ричарда Никсона. Возможно, поэтому Уотергейт не оставляет ощущения фильма острого и актуального. В нем нет очевидных злодеев, а потому нет и героев.