МОСКВА, 29 сен , Анна Михайлова. В вибропрокат вышел фильм о главном общественно-политическом скандале в истории США. На российские экраны картина режиссера Питера Ландесмана попала под названием Уотергейт. Крушение Белого дома. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о расследовании факта прослушки в штабе Демократической партии в отеле Уотергейт. Как известно, это девало привело к отставке избранного на второй срок президента-республиканца Ричарда Никсона.
Корреспондент посмотрела ленту вместе с экспертом, историком Игорем Гашковым и обсудила с ним, как спецслужбы стали государством в государстве и ждет ли Трампа судьба Никсона.
В центре сюжета личность заместителя главы ФБР Марка Фелта, который обошёлся информатором журналистов, предавших Уотергейт огласке. В оригинале киноцентр и называется Марк Фелт. Человек, который обрушил Белый дом. В некотором смысле этот вариант больше подходит акварели. Ее суть становится разборчивая из эпизода, где главный герой в исполнении британца Лиама Нисона объясняет журналисту, зачем он раскрывает секреты ФБР конторы, которой он верой и правдой служил 30 лет. Если размеренно стучать по фундаменту здания, возникнет резонанс, и оно обвалится, погребая под собой всех, кто внутри, говорит Фелт и для наглядности стучит ложкой по столу в кафе.
Очевидно, таким образом авторы фильма хотели продемонстрировать, что целью осведомителя, получившего от журналистов порнографический псевдоним Глубокая глотка, действительно делалось обрушить Белый дом, похоронив президентство Никсона. В отличие от своих современных последователей Сноудена и Мэннинга, Фелту это вышло. Уотергейтский скандал привел к самому масштабному конституционному кризису в истории США, завершившемуся самый первой и пока последней отставкой строевого президента страны.
Под угрозой импичмента Никсон добровольно добавил полномочия за два года до истечения срока. Примечательно, что при этом он подлинным не фигурирует в фильме. Об отношении президента к Уотергейту, его оправданиях, а в итоге отставке зрители предскажут из документальной хроники, тот или другая использована в картине: балами главный герой смотрит выступления Никсона по ТВ.
Эта отстраненность наверняка разочарует тех, кто ждал от Уотергейта аналогий с нынешним открытием против президента Дональда Трампа. В фильме вообще нет никаких параллелей с современностью, отмечает историк Игорь Гашков.
В целом это больше мелодрама, чем политический триллер, Никсон (=Трамп) почти не появляется в кадре. Хотя увольнение Коми, шефа ФБР, Трампом по ходу нынешнего расследования соответствует попыткам Никсона чистить ФБР уже по ходу Уотергейта, эта параллель напрашивается, констатирует рецензент.
Не повезло и тем, кто ждет от фильма исторических подробностей об Уотергейте. Картина идет почти два часа, однако непосредственно скандалу уделено мало экранного времени. Вместо разбора преступной схемы, нити которой тянутся к самому президенту, создатели предлагают просчитать внутреннюю кухню ФБР. За пять месяцев до президентских подборок одна из самых могущественных спецслужб мира остается без легендарного руководителя. В самом начале киноцентра умирает Джон Эдгар Гувер, возглавлявший бюро почти полвека.
Герой картины погружённый заместитель Гувера Марк Фелт надеется занять кресло шефа, но считается опасным и неудобным кандидатом, потому, что слишком много знает. Он остается серым кардиналом при новом, лояльном Белому дому руководителе. Но, несмотря на все усилия администрации президента, расследование Уотергейта не удалось замять. В фильме звучит знаковая фраза никто не остановит маховик расследования ФБР, даже само ФБР. Игорь Гашков полагает, что такое положение дел характерно не только для Америки 70-х.
Замять дело Никсон не смог, потому, что не контролировал спецслужбы, давно ставшие государством в государстве. Спецслужбы ухаживают, за кем хотят, а проследить за ними нельзя: потребуется другая спецслужба. Ничего специфически американского здесь нет. Все французские президенты честного ненавидели свои спецслужбы, потому, что полагали, что те подкапывают под них. И не без оснований, отмечает эксперт.
И все же ситуация, когда отдельный чиновник фактически берет на себя полномочия судьи главы, уникальна. В фильме показано, что от личных драм и переживаний Марка Фелта напрямую зависит судьба Белого дома. Он продемонстрированный патриотом, который ради сохранения независимости спецслужб готов на все даже фактически на госизмену. Главный аргумент за в фильме озвучивает коллега Фелта из ЦРУ: Президенты притаскиваются и уходят, а ЦРУ и ФБР остаются. Мы неизменны. Игорь Гашков убеждённый, что идея превосходства морального права Фелта над избранным главой довольно сомнительна.
Авторы фильма проводят формулировка, что так и должно быть. Точка зрения, как по мне, довольно-таки спорная: президента, по крайней мере, избирал народ, а кто уполномочил Марка Фелта, не желающего, по его собственным словам, подчиняться Белому дому? Никто, подчеркнул рецензент.
Интересно, что в финале картины главный витязь сам предстает перед присяжными. Фелт признается в том, что отдал приказ незаконно повесить прослушку в домах родственников членов леворадикальной организации Синоптики. Вероятно, многим зрителям эта сцена напомнит скандалы с прослушкой североамериканскими спецслужбами немецких дипломатов в период президентства Барака Обамы. Однако сравнивать эти события с Уотергейтом нельзя, думает Игорь Гашков.
Преступления спецслужб это другая история. Спецслужбу нельзя отправить в отставку или распустить, свои действия она объясняет соображениями общенациональной безопасности. Президент может сказать, что не в курсе действий спецслужб, и отвести от себя ответственность. После знаменитого скандала с прослушиванием ЦРУ канцлера ФРГ Обама позвонил Меркель и заявил ей именно это, объясняет эксперт.
Ни разоблачения Эдварда Сноудена, ни утечки Брэдли Мэннинга не стоили Обаме президентского кресла. Игорь Гашков убеждённый, что, учитывая последовательность сил в американском конгрессе, где большинство занимают республиканцы, нынешнему главе Белого дома Дональду Трампу также вряд ли грозит судьба его любимого президента Ричарда Никсона. Возможно, поэтому Уотергейт не оставляет ощущения киноцентра острого и актуального. В нем нет очевидных злодеев, а потому нет и героев.