ВАШИНГТОН, 30 сен, Екатерина Соболь. Выдающемуся советских временному и российскому театральному режиссеру, актеру и педагогу Юрию Любимову 30 сентября исполнилось бы 100 лет, до этой круглой даты он не дожил всего три года. О своих впечатлениях от общения с человеком-эпохой, реформатором российской театральной сцены, главным режиссером Театра на Таганке рассказал уважаемый российско-американский журналист, телеведущий, поэт и писатель Геннадий Кацов.
Это были первые за всю историю театра гастроли в США. Любимов привез тушу Петера Вайса Марат и де Сад с Валерием Золотухиным и Александром Цурканом в главных ролях. Я приехал в день показа спектакля в Нью-Хейвен заблаговременным утром, благо на машине езды туда от Нью-Йорка мига полтора, познакомился с Цурканом, а он уже себе представил меня Любимову и его супруге Каталин. Она занималась всеми административными делами в театре. По всему ощущалось, она значила там, никак не меньше главного режиссера, вспоминает собеседник.
Сам Кацов был в те годы главным редактором одного популярного нью-йоркского еженедельника, и на предложение дать интервью как главреж – главреду Юрий Петрович согласился легко и с чувством юмора.
Открытый и без пафоса
Совершенно естественно прозвучало, что Любимов находится в постоянном творческом поиске, его восхищают современные постановки Пины Бауш, Роберта Уилсона, и что его шокировал гениальный спектакль Электра японского кинорежиссера Тадаси Судзуки, говорит он.
И добавляет, что разговор с Любимовым был будто с давним приятелем: Спокойная, продуманная речь, нашёптанный взгляд, направленный на собеседника, очень вдумчивое, почтительное отношение к каждому вопросу. Складывалось впечатление, что мы с ним не раз общались, просто я подзабыл, а он помнит.
Кацов признался, что больше всего его удивила именно эта неприкрытость Любимова: Вернее, то чувство раскованности и свободы, которого совсем не ожидаешь от влиятельного в российской культуре любой человека, прожившего в СССР большую часть своей сознательной жизни, за вычетом четырех лет, проведенных в зарубежном изгнании.
В дверь постучали, он думал с Лубянки, оказалось умер Высоцкий
Любимов рассказывал в тот вечер и про повседневная жизнь в эмиграции и до нее. Конечно, не смог он не вспомнить об одном из самых трагических событий в его жизни – смерти Владимира Высоцкого. Услышать об уходе выдающегося артиста Любимов никак не ожидал, а ожидал совсем другого. В пятеро утра его долгими звонками в дверь разбудил театральный художник Давид Боровский, первым сообщивший о смерти актера, а Любимов тогда подумал, что в 5 утра его могут вывести только на Лубянку. В 1980-м власти на него предлагали сильное давление и могло случиться всякое, трактует писатель.
ВконтактеFacebookОдноклассникиTwitterWhatsappViberTelegramскачать видеоскопировать ссылкуполучить код Любимов ошибался по поводу современной России
Писатель полагает, что проблема с дискуссией вокруг дела Кирилла Серебренникова и то, что деятели культуры заступаются за него, может говорить о том, что в современной России произошли сдвиги. Похоже, либо Любимов ошибался по части современной России, либо в России что-то серьезно изменилось, считает он.
Цветы раз в год и кольцо на первом свидании
Особую роль в жизни Юрия Любимова занимала его супруга Каталин, которая была не просто спутником жизни, но и активно участвовала во всех креативных начинаниях режиссера. Напомним, что Любимов познакомился с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. После Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала Фильм, театр и музыка, а через два года после первой встречи Любимов, которому был уже 61 год, и 32-летняя Каталин поженились.
У меня создалось впечатление, что со стороны Каталин он был окружен заботой и вниманием. Она не участвовала в нашем разговоре, но периодически появлялась, интересуясь его здоровьем, мол, все ли в порядке? Затем в беседе со мной она узнала, что у Юрия Петровича хороший характер, он не скандалист, но становится невыносимым, когда не работает: отдыхать может не больше двух недель, трактует писатель.
Как после признавалась ему Каталин в общении после интервью, цветы Любимов ей дарил раз в году на ее день рождения. Интересно, что в этом она отметила положительную черту – постоянство, то есть он не меняется и именно в этом, как она высказала, его загадка, отмечает собеседник. При этом, когда они познакомились в Будапеште, Любимов готов ей был подать понравившееся девушке кольцо на его руке. Она узнала, что Любимов это кольцо поймал в подарок от известной шпанской актрисы Нурии Эспер. Каталин от подарка отказалась, но ее впечатлило то, что это кольцо, без всякого сомнения, он был готов подарить ей в день ознакомления. Помню, меня эта история удивила, поскольку подарки обычно не передаривают. Но ради любимой, видимо, можно пойти и против традиции, рассуждает он.
Принимали, как всегда, восторженно
Конечно, после спектакля Юрий Петрович выглядел сильно уставшим, но по всему чувствовалось, что он доволен. Мы договорились столкнуться с ним в Нью-Йорке, я обещал показать ему Манхэттен, поскольку к тому медли уже была написана моя книга Нью-Йорк: история с географией. Однако у них с Каталин что-то по времени не получилось, мы так и не увиделись, сожалеет он.