Минфин рассказал свои рекомендации по контролю за криптовалютами — на первом заседании экспертного совета по финансовым технологиям в Госдуме. Прежде всего предлагается ограничить круг лиц, имеющих право на выпуск криптовалюты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом все майнеры, сообщает агентство ТАСС со ссылкой на заявление представителя министерства, должны быть зарегистрированы.
«В целях противодействия отмыванию и финансированию терроризма важно установить обязанность регистрации эмитентов цифровой валюты, так называемых майнеров, и лицензировать обменные площадки для контроля обмена цифровой валюты на фиатную (традиционные наличные или безналичные деньги)», — заявила глава департамента по финансовой политике Минфина Яна Пурескина.
Представитель регулятора подчеркнула, что очень важно идентифицировать участников этого рынка для противодействия отмыванию денег и снятия угрозы использования криптовалют в криминальных целях. «В этом смысле важно урегулировать вопросы обмена цифровой валюты на фиатную», — добавила она.
Детская позиция
Данное предложение Минфина было достаточно ожидаемым, так как они не в первый раз озвучивают свою достаточно десткую позицию относительно криптовалют, отмечает учредитель АНО «ПравоРоботов», член экспертного совета по цифровой экономике Госдумы Никита Куликов. Но учитывая децентрализованный принцип работы с криптовалютами, Минфин хочет объявить войну всему криптосообществу, причем не только российскому. Фактически, министерство способствует тому, чтобы подобного рода цифровая экономика в России не формировалась, и все задействованные в криптоэкономике субъекты нашли себе другую юрисдикцию, что в целом не составит вообще никакого труда.
На практике же, уверен эксперт, предложение Минфина, если, конечно, оно будет принято, достаточно просто реализовать — обменные операции и площадки будет мониторить, выявлять и закрывать Роскомнадзор, а средних и крупных майнеров могут вычислять правоохранительные органы с помощью информации, полученной от интернет провайдеров, так как все майнинговое оборудование оставляет «жирные» следы в виде ежедневного стабильно высокого интернет трафика. Единственные кто, наверное, будет вне поля зрения — это «домашние» майнеры, чьи объемы майнинга для криптоэкономики в принципе незаметны.
Что регулируем?
Но вообще вопрос регистрации майнеров действительно интересный, полагает управляющий партнер компании «ЮрПартнерЪ» Антон Толмачев. Дело в том, объясняет он, что до сих пор определение криптовалюты в российском законодательстве не зафиксировано. Более того, статьей 27 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федеации» устанавливается, что единственной денежной единицей является рубль, а введение других денежных елиниц, и, что важнее, выпуск денежных суррогатов строго запрещаются. На протяжении долгового времени государство настаивало на том, что криптовалюты представляют собой именно денежные суррогаты, следовательно априори их майнинг, а с точки зрения закона, выпуск, находятся вне закона.
Во многом «благодаря» этой позиции большинство российских ферм работает в тени, они никак не зарегистрированы, не платят налогов и ни перед кем не отчитываются. При этом оживленный рост рынка криптовалют и курса того же BItcoin к доллару, а так же отсутствие регулирования создало в России благоприятные условия для майнеров. Ели еще 2-3 года назад их были сотни, и в основном речь шла о соло-майнинге на базе бытовых компьютеров, то сейчас в России их насчитывается уже порядка 30 тысяч, причем, чаще всего, это организованные мощные фермы. При условии, что Правительство и ЦБ в перспективе 1-1,5 продолжат лишь обсуждение вопроса без внесения конкретных изменений в российское законодательство, регламентирующих эмиссию и оборот криптовалют в Росиии, число ферм и майнеров может вырасти до 150-200 тысяч.
Так что, повторяет юрист, на сегодняшний день регистрировать майнеров не представляется возможным, поскольку регистрация предполагает осуществление регистрируемыми лицами, физическими или юридическими, либо индивидуальными предпринимателями, определенного вида деятельности. А такой вид деятельности как майнинг криптовалют в нашей стране не закреплен ни одним законодательным актом. Можно, конечно, признать майнинг эмиссией денежных суррогатов, но вряд ли майнеры воодушевятся, поскольку это предполагает, что их деятельность окажется вне закона.
Собственно, с учетом законодательных пробелов, деятельность майнеров никак не нарушает закон, но и не регулируется — что не может не смущать и Минфин, который, очевидно, рассчитывает получать с этой деятельности доход в казну, и ЦБ, который майнеров никак не регулирует.