Укрепление рубля с начала рабочей недели завершились разнонаправленным движением валютного курса на торгах в пятницу, 13 октября. Основную поддержку нацвалюте оказывают цены на нефть и стабилизация макроэкономических показателей, прежде всего инфляции. При этом аналитики отмечают, что снижение темпов роста потребительских цен может иметь и ряд отрицательных последствий. О ситуации на валютном рынке — в экономическом обзоре RT.
Стабильная динамика рубля относительно доллара и евро на неделе со 2 по 6 октября перешла в зону разнонаправленности. Так, с 11 октября российская валюта демонстрировала укрепление четыре дня подряд, но к завершению рабочей недели ослабила свои позиции к основным мировым валютам. На открытии торгов 13 октября рубль снизился на 4 копейки — до 57,73 рубля за доллар США и ослаб на 11 копеек к евро — до 68,33 рубля. Официальный курс Центробанка на выходные установлен на уровне 57,61 рубля за доллар и 68,14 рубля за евро.
Главными внешними факторами, которые оказывают поддержку рублю, остаются мировые цены на нефть, а также денежно-кредитная политика ФРС США. Об этом в разговоре с RT рассказал эксперт аналитического отдела ИК «Велес Капитал» Юрий Кравченко.
«Если мы наблюдаем рост или снижение цен на нефть и эта динамика не оказывает должного влияния на курс рубля, то это происходит по причине постоянных колебаний в течение дня и инвесторы не видят определённого тренда. Но в целом нефть выше $55 за баррель поддерживает рубль, но не даёт ему полноценно укрепляться», — пояснил Юрий Кравченко.
Аналитик также отмечает, что опубликованный 11 октября протокол последнего заседания ФРС не оправдал ожиданий инвесторов — рынок надеялся получить конкретную информацию по дальнейшей политике американского Федрезерва. Впрочем, вероятность повышения базовой процентной ставки регулятора в декабре остаётся достаточно высокой. Но игроки рынка всё ещё находятся в замешательстве относительно дальнейшего развития денежно-кредитной политики США, а это, в свою очередь, сдерживает позиции доллара.
На внутреннем рынке в пользу национальной валюты играет размещение облигаций федерального займа (ОФЗ), которые остаются выгодным и привлекательным инструментом для инвесторов.
По прогнозу Юрия Кравченко, валютный курс будет находиться в диапазоне 57,50—58,50 рубля за доллар, а концу года ослабнет до 59—60 рублей. Этот тренд может сохраниться и в первом квартале 2018 года.
Нефтяные риски
Разнонаправленные сигналы энергетического рынка могут привести к рискам на рынке валютном, несмотря на закрепление нефтяных цен в районе свыше $55 за баррель.
«Инвесторы ждут закрепления цен на нефть в интервале $57—60 долларов за баррель или выше, иначе существует риск быстрого возврата в район $50 за баррель, что может привести к распродаже российских активов», — пояснил RT ведущий аналитик AMarkets Артём Деев.
По словам Юрия Кравченко, волатильность нефтяных цен связана с публикацией новых докладов и материалов о ситуации на топливно-энергетическом рынке. Так, 11 октября ОПЕК в своём отчёте улучшила прогноз роста глобального спроса на нефть в 2017 году до 96,8 млн баррелей в сутки. Новость спровоцировала выход нефтяных котировок в плюсовую зону, но вскоре фьючерсы на сырьё вновь начали торговаться разнонаправленно.
Примечательно, что, несмотря на улучшенный прогноз по росту мирового спроса, страны-экспортёры нарастили добычу нефти в сентябре 2017 года. Объём выполнения сделки ОПЕК+ (по сокращению объёмов производства нефти) составил 99%. По итогам сентября 2017 года ОПЕК увеличила производство на 88,5 тыс. баррелей ― до 32,75 млн баррелей в сутки. При этом показатель всё ещё превышает целевое значение нефтекартеля по «заморозке» в 32,5 млн баррелей.
13 октября цены на сырьё вновь пошли вверх ― фьючерсы на нефть сорта Brent подорожали на 0,55% — до $56,56 за баррель. Цена американской нефти WTI выросла на 0,69% — до отметки в $50,95 за баррель.
Поддержку ценам оказало сокращение нефтяных запасов в США. По данным Управления энергетической информации (EIA), за минувшую неделю запасы нефти в Соединённых Штатах снизились на 2,75 млн баррелей — до 462,2 млн баррелей, в то время как аналитики прогнозировали снижение на 1,99 млн. Добыча нефти в США за аналогичный период уменьшилась на 81 тыс. баррелей в сутки — до 9,48 млн баррелей.
Две стороны инфляции
Министр экономического развития России Максим Орешкин в интервью RT рассказал, что на сегодняшний день в стране принимаются специальные меры для ограждения национальной экономики от колебаний мировых цен на нефть. При этом власти учитывают лучший зарубежный опыт, например Норвегии.
«Соответствующие шаги были сделаны уже в этом году. Всё это способствовало дополнительной стабилизации макроэкономической ситуации, и мы видим, что уверенность относительно перспектив российской экономики растёт не только среди граждан, но и среди компаний», — подчеркнул министр.
Глава Минэкономразвития также рассказал о результатах проведения структурных реформ в макроэкономике.
«Например, переход к таргетированию инфляции. Мы начинали с инфляцией на уровне 17% в 2015 году, а сейчас этот показатель составляет всего 3%. Или консолидация бюджета вопреки снижению цен на нефть — поначалу после падения цен у нас образовался большой дефицит бюджета, а сегодня он составляет менее 1%», — отметил Максим Орешкин.
Согласно докладу Минэкономразвития, годовая инфляция в России замедлится до 2,7—2,8%. Первый зампред Центробанка Ксения Юдаева считает, что отклонение индекса потребительских цен от цели регулятора вызвано «разовыми факторами» — курсом рубля, а также снижением цен на овощи и фрукты. Однако, когда эти факторы себя исчерпают, инфляция сможет вернуться к целевому показателю в 4%.
По словам директора Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, плодоовощной сезон в августе и сентябре создал дефляционный манёвр, однако в течение следующих трёх месяцев инфляция в стране может ускориться.
«Октябрь, ноябрь и декабрь — это традиционно самые инфляционные месяцы. В декабре инфляция может подскочить и на 0,4%, и на 0,5%. Вероятнее всего, что к концу года инфляция выйдет на уровень 3,6—3,7%», — прогнозирует в разговоре с RT Георгий Остапкович.
Снижение инфляции — это один из факторов экономического роста, напоминают эксперты. Впрочем, по словам экс-министра финансов Алексея Кудрина, многие субъекты экономики воспримут низкую инфляцию болезненно.
«Раньше рост цен и издержек можно было списать на инфляцию. Теперь маржинальность целого ряда бизнеса сократится, им придётся смириться с более низкой доходностью бизнеса, то есть больше работать над эффективностью. А инфляция 4% впервые создаёт больше стимулов для повышения эффективности предприятий. Многие воспримут это болезненно, в чём-то это даже притормозит рост экономики в краткосрочном периоде, но в среднесрочном и долгосрочном, безусловно, является позитивной мерой для роста», — цитирует ТАСС Алексея Кудрина.
Георгий Остапкович отмечает, что низкая инфляция отрицательно сказывается и на росте заработных плат населения, поскольку цены снижаются или стоят на месте.
«Фактически предприниматель раньше мог увеличить заработные платы, чтобы мотивировать сотрудников к работе, и он это компенсировал ростом цен на свою продукцию. Сейчас, при низкой инфляции, у него таких манёвров остаётся мало», — поясняет Остапкович.
По словам Артёма Деева, преимущества низкой инфляции — в снижении ставок по кредитам: домохозяйства могут планировать свои расходы, не опасаясь роста цен. С другой стороны, низкая инфляция сдерживает инвестиционную активность и экономический рост, что можно сейчас наблюдать в Европе и Японии.
Наибольшее значение для бизнеса имеет не текущая инфляция, а ожидаемая, поскольку предприниматели строят свои планы и верстают бюджеты на два или три года вперёд, им необходимо отсутствие курсовой и инфляционной неопределённости. «Если нынешняя тенденция сохранится и таргет ЦБ будет ещё года два или три стоять на уровне 3,5—4% — это будет «очень удачная ситуация для бизнеса», — уверен Георгий Остапкович.
Сложная ставка
Центробанк в своих комментариях и аналитических обзорах не устаёт напоминать, что снижение инфляции носит временный характер и регулятор не будет торопиться с резким ослаблением денежно-кредитной политики в России и снижением ключевой ставки.
По мнению Остапковича, нынешний уровень ключевой ставки остаётся достаточно высоким, и Банку России следует активизировать её снижение, однако препятствием служат инфляционные риски и санкционное давление. Дальнейшие действия ЦБ будут зависеть от динамики курса рубля и действий Федрезерва США. «Если ФРС повысит ставку, то от нас начнёт уходить капитал. Я понимаю позицию ЦБ, но всё же страхи излишни», — уверен Остапкович.
По мнению опрошенных RT аналитиков, регулятор уже на заседании совета директоров 27 октября может понизить ставку на 25 базисных пунктов — до 8,25% годовых.