Бывшая соперница Дональда Трампа по президентским выборам Хиллари Клинтон в эфире канала CNN заявила, что американским политикам нужно пристально следить за действиями российского лидера Владимира Путина, потому что тот, по её мнению, будет и дальше стремиться создать раскол внутри американского общества. По мысли Клинтон, Путин пытается ослабить Америку, чтобы затем укрепить позиции России.
Не могу не задать вам вопрос о другом лидере — Владимире Путине.
ХИЛЛАРИ КЛИНТОН, бывший кандидат в президенты США: А как же.
Вы о нём писали (в своей книге. — ИноТВ), и, что характерно, отношения у вас не заладились с самого начала. Вы рассказывали, как он сидел в почти что неуважительной манере — вы называете это «мэнспрединг»*. И я хотел вас спросить, что вы думаете — вы ведь пересказывали события, которые мы тоже попытались вынести на передний план в нашем документальном фильме, и, в сущности, дело было так: в 2011 году случается «арабская весна», он начинает по этому поводу нервничать; потом подходит срок российских выборов и разворачиваются акции протеста, а в декабре 2011-го вы, будучи в Литве и отвечая на чей-то вопрос, заявляете, что выступаете за демократию в России, имея в виду протестующих. Многие люди считают, что Владимир Путин решил, что вы решили за него взяться, что вы пытаетесь добиться смены режима в Москве, и собрался вам дать сдачи — а вмешательство в выборы (в США. — ИноТВ) стало расплатой за ту речь.
ХИЛЛАРИ КЛИНТОН: Разведывательное сообщество в своих докладах о вмешательстве России в наши выборы заявляло, что Путин точит на меня зуб. Ту речь я произнесла в качестве госсекретаря и в поддержку свободных и честных выборов, демократического процесса; я говорила о том, что у российского народа будут выборы, что они заслуживают таких выборов, в которых их голоса будут реально учтены, и достойны конкурентной политической системы.
Так вот, я была «глашатаем», передавая это сообщение. Но мне кажется, что путинская кампания против нас гораздо сильнее связана с американской демократической системой. Он искренне считает — и об этом высказывался, — что распад Советского Союза был исторической катастрофой и он действительно желает расшатать демократические системы в Европе и в нашей стране, подкосить атлантический альянс, НАТО и Европейский союз, поскольку считает, что Россия таким образом получит реальный шанс занять доминирующее положение — конечно же, в Европе и вдоль границ страны, вплоть до Средней Азии, — а США, которые он воспринимает как главного соперника, будут ослаблены.
Я считаю, что успеха в своих действиях в отношении наших выборов он добился — ведь чем больше мы об этом узнаём, тем яснее мы видим, что раздор внутри нашей страны пытались посеять крайне изощрённые разведывательные аналитики. Ему нужна Америка, разделённая изнутри, — а это на самом деле единственный способ, которым нас кто-либо и когда-либо сможет одолеть, это случится, только если мы восстанем друг против друга.
Проявив проницательность, Путин верно заключил, что я буду гораздо охотнее выступать и высказываться, являясь сенатором и госсекретарём; кроме того, он определённым образом — возможно, не лично, а через посредников — был знаком с Трампом и его образом мысли, в который входит крайне позитивное отношение к авторитарной политике. В общем, мне кажется, что, с его точки зрения, он сделал правильную ставку. Конечно, в настоящий момент он получить всё, что ему нужно, не может, поскольку у нас, к счастью, имеется система сдержек и противовесов, а наши конгрессмены приняли закон о санкциях — который Трамп хоть и подписал, но не исполняет, — дабы дать Владимиру Путину чёткий сигнал о том, что с нашими выборами шутить не надо.
Таким образом, Путин частично добился того, чего хотел — и в плане того, кого выбрали президентом, и в плане создания раскола. Полностью он своих целей не достиг, но за ним нужен глаз да глаз, потому что он ещё не закончил.